07.07.2011
(Правильней писать «hалаха», или просто «алаха», потому что первую букву в ивритском слове лучше совсем не озвучивать, чем произносить как твердый звук «г» . В заголовке проставлено написание, более привычное русскоязычному воспитанию, но в тексте будет по правильному.)
———————————————
На протяжении прошлой и в первой половине нынешней недели главными темами СМИ были аресты (точнее – принудительная доставка в полицию для допроса) двух видных еврейских равов – рава Дов Лиора и рава Яакова Йосефа, по поводу написания ими предисловий к одной книге. Ситуация недаром всколыхнула весь Израиль – схлестнулись две разнонаправленные идеи, и от того – кто кого переломит сильно зависит будущее еврейской страны. Разбору этой всей истории и посвящена данная заметка.
Пролог
Книга, вокруг которой ныне кипят страсти, называется « Торат а-Мелех», т.е. «Тора Царя», или «Тора для Царя» и написана она еще два года назад двумя раввинами из йешивы «Од Йосеф хай» – той самой, что была при гробнице Йосефа в Шхеме и была вынуждена оттуда перебраться в еврейский поселок в Шомроне (Самарии) (об этом см. «Гробница Йосефа и арабская ментальность»),
Посвящена эта книга алахическому разбору сложных ситуаций, когда решается вопрос о жизни и смерти, например, о пересадке органов, например, о сложных родах и т.д. И две главы из шести в ней посвящены проблемам ведения войны против опасного врага. Авторы книги: рав Ицхак Шапиро (духовный глава йешивы) и рав Йоси Элицур.
Вот что говорит о цели этой книги сам автор рав Ицхак Шапиро: "Книга является чисто теоретическим исследованием законов, которые приемлемы в государстве, во главе которого стоит еврейский царь и живущем по еврейским законам. Проведение прямых параллелей с сегодняшней действительностью некорректно. Но изучение этих законов необходимо, как этап подготовки к возрождению еврейского царства" (Цитата отсюда.)
Можно добавить, что в числе прочих разбираются и проблемы ведения войны, имеющие определенную перекличку с нынешней ситуацией – захват врагом заложников для обмена, использование им же детей в качестве живого щита и т.д.
Равы не оторваны от реалий жизни, и hалаха такой и должна быть – учитывать текущую жизнь, увязывая ее с установками Торы. Но, действительно, надо подчеркнуть еще раз (в струе сказанного равом) – вся hалаха написана для евреев, которые хотят по ней жить, она не имеет принудительной силы для отвергающих ее. И эта книга написана для еврейского царя, ну а будут ли отождествлять себя властители в стране Израиль именно с еврейским царем – это уж дело их совести.
Несмотря на такую научную (алахическую) направленность книги, по обоим авторам в прокуратуре уже заведены дела – по статье то ли «разжигание межнациональной розни», то ли «подстрекательство к убийству неевреев». По делу привлечены так же учитель рава Ицхака Шапиро и автор предисловия к этой книге, президент этой же йешивы рав Ицхак Гинзбург, и авторы еще двух предисловий-рекомендаций к книге – рав Дов Лиор и рав Яаков Йосеф. Круги привлечений как видим достаточно обширные. Но вот откуда эти круги по воде пошли? Кто бросил первый камень?
Оказывается ( и этого можно было ждать), начало положили большие друзья ортодоксального иудаизма – левый истэблишмент Израиля плюс примкнувшие к нему тоже-ж друзья – реформаторы (т.е. сторонники реформистского иудаизма).
Дальше события пошли раскручиваться по детективному жанру. Точней, даже по шпионскому жанру.
* * *
Картина 1.
Уже летом 2009 года в бейт-кнессетах (синагогах – по-русски, или, если точней, то по-гречески) Иудеи и Шомрона (Самарии) – т.е. на «оккупированных территориях» – появилась анонимная брошюрка-рецензия на книгу «Торат а-Мелех», с надерганными оттуда цитатами типа: "Если ребенок используется врагом в качестве прикрытия – убивают врага вместе с ребенком, так как ребенок становится участником боя… " и, соответственно, выражающая сильное возмущение автора.
Идеологический портрет этого автора ясен абсолютно. В истории мы неоднократно наблюдали нечто подобное. И раньше наветы на Талмуд писались евреями-выкрестами, выслуживающимися перед христианской властью, которые знали, за какую ниточку потянуть, какую цитатку выложить перед царем или епископом, что б заработать свою чечевичную похлебку да еще с мяском. Используя при этом откровенный двойной стандарт тогдашнего (как, впрочем, и теперешнего) мира – в котором с одной стороны (идеальной) пропагандируются лозунги типа «возлюби ближнего…», и «подставь вторую щеку», и ни-ни, что б в писаниях, откровениях, вообще в публичном обсуждении было хоть что-то о каких-то жестокостях. А с другой – с реальной – стороны этот мир переполнялся активной злобой, кровью, уничтожением всех не отвечающих, как говорилось в более близкие к нам времена, «генеральной линии партии».
От этого и их (тех властей, тех жителей) ненависть к иудейству и Талмуду – за то, что в еврейском мире голову в песок не прячут, вещи называют своими именами, как например, в данном случае: враг, который прячется за спину своего ребенка, и которого ты не убьешь из жалости к этому малолетнему, так он, вот так, гоня своего сыночка перед собой, войдет в твой дом и уничтожит твоих детей – прямо насмехаясь над твоей жалостливостью. Ибо для него твоя жалость – твоя же слабость, которую, по его менталитету, надо использовать, что бы убить всех, до кого дотянется, разграбить все, до чего достанет.
Подобный почерк мы видели у всех погромщиков, что в Российской Империи, что в здешних палестинах – они быстренько сматывались оттуда, где встречали хоть какой вооруженный отпор, зато разгуливались во всю с грабежами, насилиями, убийствами в небольших религиозных местечках и кварталах, где упивались своей абсолютной безнаказанностью. Там-то ждать пощады от них не приходилось – ни старикам, ни женщинам, ни детям.
На этот парадокс и тогда никто не хотел обращать внимание, и посейчас не хотят: внешний мир постоянно и везде заливает землю кровью из-за своих шкурных интересов, но в жестокости обвиняет именно евреев, тыча грязными пальцами в наше Священное Писание и возводя горы лжи. Именно лжи, потому как евреи, если и льют чью-то кровь, то только в порядке самозащиты и в количествах, совершенно несоизмеримых с ихним кровопусканием. И при этом не маскируют свои поступки (и руководства к поступкам, т.е. hалаху) камуфляжем вранья о миролюбии. А как есть – так и есть. И в hалахе, и в делах, ей соответствующих. То есть, враг так и называется ВРАГОМ, которого надо опередить в его собственном стремлении к убийствам.
А теперь вернемся от врагов в свое общество, к своим вырожденцам.
Теперь эту эстафету от евреев-выкрестов подхватили евреи-миролюбцы, евреи изображающие жалость к бедным арабам. Но, очевидно, ни в грош не ставящие ни еврейские жизни по отдельности, ни существование всего еврейского народа в целом. Ну, вот, выкресты современные, да и только.
На основании той брошюрки (она выполнила свою задачу – стать подметным письмом) газета «Гаарец» публикует разгромную статью тоже ж одного левого деятеля (имя его известно, да называть его здесь как-то противно) под очень звучным названием: "ХАМАС не один – и мы выращиваем богослужителей, призывающих к убийству младенцев".
Вот ведь что забавно, термин «богослужитель» – явно не еврейского, а, наоборот, чисто христианского лексикона, и это еще одно свидетельство духовного родства этих деятелей – выкрестов и миролюбцев. (Для незнающих: у евреев богослужителей нет, как и вообще богослужений, потому что их негде проводить – нет Храма; ну, а раввины – это знатоки hалахи и учителя, и все, никакого богослужения им по статусу не предписывается).
И ведь хватило ж духу у этого левака-журналиста сравнить ХАМАС, специально расстреливающий противотанковыми ракетами четко обозначенный школьный автобус, см. «Еще раз о прошлых терактах… и новые теракты»), и hалаху разрабатывающую нормы САМОЗАЩИТЫ от врагов, просто помешанных на убийствах евреев независимо от пола и возраста, именно таких как этот ХАМАС. Вот, так-таки хватило ему духу!
Ну, и тут же он, подливая в костер бензинчик, заявляет, что поскольку йешива "Од Йосеф Хай" как учебное заведение получает дотации из бюджета, то все налогоплательщики Израиля, оказываются, спонсируют эту пропаганду убийства бедных арабских детишек.
Дальше-больше, в Министерстве просвещения услышали этот посыл и заморозили перечисления в эту йешиву на весь 2010 год, а в январе 2011-го директор йешивы получил предложение о сделке – уволить неугодных раввинов, тогда бюджет будет снова открыт (см об этом здесь ) До чего удивительная страна этот Израиль! Впрочем, о выкрутасах Минпроса мне уже приходилось тут писать (см. «Религиозные девочки в Эммануэле – в чем там проблема…»).
Вот ведь, какой забавный коленкор – когда директор светской израильской школы проводит откровенно вражескую пропаганду: призывает своих выпускников косить от службы в армии, во всем поддерживать арабов при их противодействии Израилю и т.д. и т.п., то Минпрос не хочет вмешиваться – мол, не может препятствовать свободе слова. А по поводу алахической книжки – вот тут пресловутая «свобода слова» мгновенно забывается Минпросом. Чудны дела в нашей стране!
———————————————-
В качестве сноски: информация о деятельности того директора, о возмущении родителей и о депутатском запросе по этому поводу см. http://www.7kanal.com/news.php3?id=275028, а по реакции Минпроса на все это – см. http://www.7kanal.com/news.php3?id=279942 – в конце заметки. И такие явления, к сожалению, не так уж редки.
* * *
Но это все еще присказка, а основная сказка впереди – сказка о том, как полиция взялась решать вопросы правомерности алахических установок. Но сначала –
Небольшое отступление в историю
Внимание российских антисемитов (да и не только российских) к нашей религиозной литературе – к Торе, к Талмуду, к Шулхан Аруху, к книге Эстер – хорошо известно, и объяснить его нетрудно. Это элементарный комплекс неполноценности, загнанный внутрь, но вырывающийся наружу вот таким образом. Ну, нету у них ничего подобного такому кодексу нравственности и по глубине проработки, и по воздействию на души, так потому пусть его не будет ни у кого!
Достаточно вспомнить по этому поводу вполне свежие еще (всего лишь 5-6 лет давности) вопли и стенания так называемого «письма пятисот» – призывы в самые высокие инстанции запретить преподавание Шулхан Аруха в еврейских школах России, признать его подрывной, антигуманной литературой и аннулировать вообще подчистую. Вакханалия, по сути, очень близкая к неоднократно повторявшемуся в средневековой истории разных европейских стран публичному сжиганию Талмуда – на телегах свозили на главные площади все найденные и конфискованные его экземпляры и устраивали большой костер на потеху всей черни – от золотарей до королей и епископов. (Для не очень сведущих: Шулхан Арух – это выборка из всего Талмуда чисто алахических постановлений и их систематизация, без всего того антуража, который сопровождает их непосредственно в Талмуде, скажем, разных споров, обсуждений, рассмотрения возможных ситуаций и т.д.)
Теперь вот, пожалуйста, эту эстафету у своих российских (и древне-европейских) коллег подхватывают уже израильтяне. Но они не повторяют антисемитские благоглупости российского разлива (т.е. их попыток травли еврейских книг, устоявших веками), нет – они берут выше. Впрочем, может это и не от какого-то там преувеличенного израильского самомнения, а просто по нужде. Ведь они просто не могут набрасываться на перечисленные выше объекты пережевывания русских антисемитов. Не могут всего-навсего потому, что все это в той или иной форме, поглубже или помельче, но входит в школьные программы страны Израиля – не только религиозных школ, но и светских, пусть, на более поверхностном уровне, но входит обязательно. Короче, все это – золотой фонд еврейской культуры, и от этого никуда не деться самым завзятым юдофобам (израильским). Так они вот и ухватились за пока еще недоступное российским антисемитам – за современную раввинистическую литературу, т.е. за талмудические наработки наших дней, рассчитывая, очевидно, на их пока что незащищенность традициями.
У читателя, возможно, уже возник вопрос – а что же это за литература? В чем там дело? Зачем вообще нужны какие-то раввинские разработки? В других-то странах без них спокойно обходятся, так почему б и в Израиле не обойтись?
Если попробовать выразить суть как-то покороче, то получится примерно так. Евреям предписано жить по hалахе, которая выписана в Талмуде и в последующих книгах, уточняющих, детализирующих или систематизирующих талмудические данные. Евреи сохранились тысячелетиями, только потому, что хранили верность Торе, а Талмуд – это и есть Устная Тора, дополняющая и развивающая Тору Письменную (подробней см. в статье «Чем отличается Тора от Талмуда?» , и в последующих за ней обсуждениях). Но если Письменная Тора, или иначе – Пятикнижие Моше (христ. – Моисея), документ, однозначно зафиксированный на Синае и никаким изменениям или дополнениям не подлежащий, то положение, касательно Устной Торы, принципиально иное. Хотя ее основа, безусловно, тоже была вложена в уши Моше там же, на Синае, но она не законсервирована, она – живая и должна постоянно развиваться, с учетом меняющихся жизненных обстоятельств. Вот это и есть алахическая работа наших мудрецов, или, в просторечии, больших равов. И без такой работы иудаизм просто умрет тихой смертью, а с ним и евреи как нация. И никакая армия их (нас) тогда не спасет.
Именно к такой работе и готовятся большие равы всю жизнь. Естественный отбор – сначала из лучших учеников йешив, а потом и из некоторой массы раввинов – выдвигает их на такую деятельность (точнее, «как бы естественный отбор», потому что в отличие от животного мира здесь нет уничтожения более слабых). Еще точнее сказать, даже не «естественный отбор» а естественный процесс роста каждого индивидуума, ибо каждый растет всю жизнь, потому что не только учит других, но и всю жизнь учится сам. И за алахическую работу берется только тот и тогда, который и когда ощущает в себе внутренние силы для этого, и, конечно, полную к ней подготовку. Подчеркну еще раз – при таких отборах не работает какая-то конкурсная комиссия, выставляющая оценки и проходные баллы. Нет начальства, которое бы набирало себе контингент, нет руководства, которое бы распределяло темы исследования.
Действует только собственное ощущение своих возможностей, вкупе с общим признанием, общим согласием с тем, что такой-то имярек по своим качествам входит в круг могущих быть учителями, преподавателями, разработчиками вопросов hалахи.
Просто и естественно, что человек, не достигший определенного – глубочайшего – уровня талмудической подготовки, и не имеющий определенного склада мозгов (научного склада – по современной терминологии) и браться за такую работу не будет, а если кому-то и взбредет сие в голову, то это будет пустая трата времени по созданию никому не нужной и никем не используемой писанины.
Ну а теперь, если понятна ситуация с подготовкой равов к такой задаче, представим, что принято некое общее правило, что по окончанию любой такой работы она должна пройти оценку комиссии, собранной, скажем, по принципу присяжных заседателей, т.е. комиссии из народа. И эта комиссия будет решать, какая работа какой награды достойна, и давать ли ей путевку в жизнь, или же бросить в мусорную корзину. Нонсенс? Да, конечно, безусловный нонсенс. Но, оказывается, в Израиле такая идея проходит спокойно – в некоторых кругах, во всяком случае. Вот, в данном случае, задачу оценки этой книги прокуратура возложила на … полицию. А кроме них мы успели уже узнать про парочку таких оценщиков-самозванцев – авторов брошюрки и статьи в левой газетке (+ к ним, очевидно, и ее редактора).
Схожими же «специалистами», очевидно, оценивалась в гитлеровской Германии эйнштейновская теория относительности – и, конечно же, была оценена ими как «еврейская выдумка». Так с кого берут пример государственные органы нашей страны?
Ну, а теперь, после этого вступления – несколько затянувшегося, но необходимого, можно выйти на старт для хронологического изложения событий, замечательно иллюстрирующих израильскую реальность.
* * *
Картина 2.
Через год после написания книги вступает в действие уже тяжелая артиллерия – полиция, прокуратура, а в последнее время и судебная инстанция (пока что только для выписывания ордеров на аресты – пока еще). Все эти гос.организации полностью в руках левых сил, еще с первых лет существования Израиля, ну и далее с сохранением такой ориентации путем укомплектования кадрового состава «по наследству». Так что, естественно, они пляшут под соответствующие установки.
(Далее для изложения канвы событий будут широко использоваться цитаты из открытых публикаций. Для более легкого их отличия от авторского текста они выделены кроме кавычек еще и цветом.)
26 Июля 2010
«Глава ешивы "Од Йосеф хай" в Ицхаре (Самария) арестован по подозрению в "подстрекательстве к убийству гоев". Полицейские провели в ешиве обыск и конфисковали все обнаруженные там экземпляры книги рава И. Шапиро "Торат-а Мелех"» (цитата из http://www.7kanal.com/news.php3?id=276922)
Это у него уже не первый арест. Он уже арестовывался за недоносительство на студентов, подозреваемых полицией в поджоге мечети. В этот раз – за книгу.
«Как и в предыдущих случаях, рав Ицхак Шапиро пользуется правом хранить молчание на допросе, не считая возможным и уместным вести обсуждение Галахи с представителями полиции, не являющимися знатоками Торы» (цитата оттуда же)
02 Августа 2010
«Президент ешивы "Од Йосеф хай", один из авторитетнейших раввинов, хасид Любавического ребе, рав Ицхак Гинзбург был допрошен в полиции, по поводу книги "Торат а-Мелех", написанной его учеником, главой ешивы, равом Ицхаком Шапиро.» http://www.7kanal.com/news.php3?id=277089
Рава в полицию сопровождали два-три десятка его учеников, дождавшихся его выхода обратно после допроса и сплясавших с ним вместе под хабадские песни, ими же самими и исполняемыми (массовые танцы с песнями вообще очень традиционны у многих ашкеназских направлений )
05 Августа 2010
«Начальник специального отдела прокуратуры по идеологическим преступлениям, Шай Ницан, распорядился об открытии уголовных дел на раввинов Ицхака Шапиро и Йосефа Элицура, за публикацию книги "Торат-а-Мелех". http://www.7kanal.com/news.php3?id=277162
Формулировка обеих дел примерно такова: «по подозрению в подстрекательстве к убийству неевреев».
18 Августа 2010
в Иерусалиме, в зале гостиницы "Рамада" состоялся всеизраильский съезд раввинов, в поддержку права издавать галахические труды без полицейской цензуры и против репрессий раввинов, написавших книгу "Торат-а-Мелех" или предисловие к ней. http://www.7kanal.com/news.php3?id=277456
19 Августа 2010
Арестован рав Йоси Элицур – соавтор данной книги. http://www.7kanal.com/news.php3?id=277460
Ну, вот. Два основных фигуранта допрошены, дела заведены, причем, по весьма многообещающей статье, реакция религиозной общественности – отрицательная, но не особо бурлящая. Буря начнется в следующей картине.
* * *
Картина 3 – круг действующих лиц расширяется.
Хронологически действие этой картины началось немного раньше, чем кончилось предыдущее.
09 Августа 2010
«Рав Дов Лиор не явился сегодня на допрос в полицию, на который был вызван повесткой. Рав Яаков Йосеф, также получивший повестку из полиции, заявил, что отказывается явиться на допрос. Допросы связаны с публикацией книги "Торат-а-Мелех", написанной раввином Ицхаком Шапиро ……………………
Раввины Дов Лиор и Яаков Йосеф демонстративно отказались явиться на допрос в полицию, считая сам вызов на него провокацией и преследованием раввинов за их религиозные убеждения». http://www.7kanal.com/news.php3?id=277245
В этом затравка дальнейшей кульминации всей этой драмы.
Сначала как-то шло достаточно негромко – ну, вызывали двух авторов, побеседовали с ними и еще с равом Ицхакои Гинзбургом … Побеседовали и не удовлетворились – открыли на авторов уголовные дела. Ладно, все это – люди достаточно уважаемые и даже любимые, но только на уровне йешив.
Но аппетиты властных структур растут – этот уровень для них кажется мелковатым. Ведь за дело то взялась не какая-то там шушера, а – не шутите! – аж Специальный отдел по борьбе с идеологическими преступлениями при Прокуратуре Израиля, возглавляемый самим заместителем Ген.прокурора Израиля – во! (даже и просто набирать на клавиатуре все это – боязновато как-то… просто даже пахнуло чем-то жутко знакомым…)
М-да, однако, там, кажется, соображают, что непросто будет навесить на hалаху ярлык (клеймо) «идеологического преступления». Непросто, но надо. Ну – надо, Федя! И, соответственно, понадобилась им рыбка покрупнее. Потому и потянулись повыше. Рав Яаков Йосеф, хоть и без особых, кажется, регалий, но зато сын рава Овадьи Йосефа – главного сефардского раввина. А у рава Дор Лиора регалий хватит и на двоих: «Раввин Дов Лиор занимает посты раввина города Кирьят-Арбы и председателя раввинского суда Кирьят-Арбы и Хеврона, а также руководит надзором за кошерностью производимых в районе Кирьят-Арбы и Хеврона сельхозпродуктов и вин. Кроме этого, рав Дов Лиор избран председателем Совета раввинов Иудеи и Самарии и является одним из главных авторитетов в движении религиозного сионизма в наши дни.» http://www.7kanal.com/news.php3?id=280715
Подчеркну, что все эти посты звучат совершенно по особому именно в привязке к Хеврону – древнейшему и важнейшему центру иудаизма.
Ну и на тебе – какой афронт! – не хотят откликаться эти уважаемые равы на такое невинное желание – допросить их.
«…рав Дов Лиор отказался давать показания, аргументируя это невозможностью обсуждения со следователями содержания книги, понимание которой доступно только искушенным выпускникам ешив.» (там же).
То есть. если перевести на простой жаргон, то получится примерно так: «вы, граждане-следователи, сначала ступайте в йешиву, подолбайте там Талмуд лет так с пяток или с десяток, вот потом и посмотрим по вашим успехам – имеет ли смысл разговаривать с вами по данной книге; ну а пока что – не обессудьте – не доросли маненько…».
Вот тут и нашла коса на камень. Собрания в йешивах и сборы раввинов – в поддержку «отказников», и авторов, с требованиями вернуть арестованный тираж и не препятствовать распространению книги. И противоположные им митинги, с противоположными же требованиями – поувольнять раввинов отовсюду, где они окопались.
Вот например, статья (с сокращениями некоторых мест, уже освещенных выше) «Раввины в защиту неподсудности Торы» от 18 Августа 2010 http://www.7kanal.com/news.php3?id=277456
«Десятки авторитетных раввинов собрались в зале гостиницы "Рамада" в Иерусалиме, чтобы выразить протест против полицейского преследования раввинов за публикацию трудов, основанных на исследовании законов Торы.
………………..
Как бы не пыталась прокуратура найти в книге подстрекательство к каким-либо действиям в наши дни, на самом деле речь идет не об этом – преследование раввинов ведется за то, что они воспитывают своих учеников в неподходящем для правящей элиты духе: война в книге рассматривается, как нормальное явление в жизни человечества и государства, а не как катастрофическая аномалия.
………………………..
Уголовное преследование раввинов за публикацию книги вызвало широкий протест в религиозной среде. Главный ашкеназский раввин государственного раввината, рав Йона Мецгер выступил против преследования раввинов полицией, за публикацию книги.
Собравшиеся в зале гостиницы "Рамада" в Иерусалиме выражают поддержку раввинам и протестуют по поводу вмешательства прокуратуры в религиозную жизнь.»
Жирным шрифтом выделено мною (БЛ). Думаю, это – ключевое высказывание, вскрывающее родовую опухоль миротворческих сил, готовых за ради вожделенного ими мира отдать все что угодно («мир в обмен на территории!»), и не понимающих, что мы не на базаре, где этот «мир» можно было бы купить по сходной цене, что война будет нам навязана в любом случае, т.к. цель наших врагов не эти «территории», а наше уничтожение. Они (враги) кричат об этом в полный голос, но уши миротворцев золотом завешены (и откуда это золото поступает тоже достаточно ясно). Так что, чем больше мы себя ослабим отдачей требуемых ими территорий, тем скорее и начнется тотальная война, нацеленная на наше уничтожение. И в противовес такой – абсолютно самоубийственной – позиции, книга (как и вся hалаха) учит, как надо быть готовым ко всяким тяжелым ситуациям, в том числе и к войнам, учит тому. как надо поступать в определенных обстоятельствах, как бороться с противником, чтоб побеждать и выживать.
Еще и еще раз: наши враги – антисемиты всех рангов и мастей (включая арабов, но не только их) никак не настроены довольствоваться какими-то ограниченными нашими ущемлениями. Их задача – наше полное уничтожение. Потому любое наше ущемление – в чем угодно – это для них не самоцель, а только трамплин для продолжения давления, плацдарм для следующего наступления. Так было всегда. И пока не видно, что бы что-то менялось. Евреи веками и тысячелетиями при самых разных условиях с помощью hалахи разрабатывали механизмы выживания. И сейчас, при наличии своего государства эти механизмы должны ориентироваться на безусловное отражение всех военных угроз, а никак не на разоружение и, вообще, размягчение. Умные раввины это превосходно понимают – и вперед нас, рядовых. Для того они и предназначены Б-гом.
И вот для полноты картины – противоположная акция:
«"Дрор Исраэль" демонстрируют, сами не зная против кого». 27 Апреля 2011 http://www.7kanal.com/news.php3?id=282084
«В Рамле проходит 4-я конференция "Израиль меж других народов". Движение "Дрор Исраэль" выставили пикет протеста, сами не зная против кого…
"Мы протестуем против предоставления трибуны раву Дову Лиору, который написал (!) книгу, в которой объяснил, почему и как можно убивать неевреев. Это – подстрекательство к убийству и расизму, это преступление, а преступник не должен получать трибуну для популяризации своих преступных идей", – заявила активистка движения "Дрор Исраэль", отпочковавшегося в 2008 году, при поддержке Нового Израильского фонда, от "Учащейся и трудящейся молодежи" – крупного молодежного движения левого толка.
Возглавлявшая пикетчиков активистка даже не знала, что рав Лиор написал не книгу, а только рецензию к "Торат-а-Мелех" рава Ицхака Шапиро. Она, конечно же, саму книгу не читала, но совершенно несогласна с ее содержанием…
…………………
Рав Дов Лиор, выступивший на конференции в Рамле, предложил создать организацию, которая поощрит и посодействует (материально и организационно) арабам и бедуинам вернуться в их родные страны Северной Африки и Ближнего Востока.»
Здесь я (БЛ) выделил фразу, которая вновь стала забойной, уже не в СССР 70-х годов, а в Израиле в последние месяцы.
И еще полезно обратить внимание на слова «…активистка движения "Дрор Исраэль", отпочковавшегося в 2008 году, при поддержке Нового Израильского фонда…» Вот это существенно – все эти левые движения существуют за чей-то счет, т.е. кем-то подкармливаются. Кем? Догадаться не очень сложно – кому выгодно, что б Израиль полностью потерял стремление к выживанию и саму способность выжить во вражеском окружении?
Ну и вот еще из того же лагеря:
«Израильская "элита" против рава Дова Лиора» 14 Февраля 2011 http://www.7kanal.com/news.php3?id=280715
«Группа представителей израильской "элиты" – той самой, что инициировала бойкот Культурного центра в Ариэле (Самария) – призывает прокуратуру к преследованию рава Дова Лиора, а министра по делам религий – уволить рава Лиора со всех государственных должностей. (Об упомянутом бойкоте см. «С такими евреями в Израиле – не соскучишься!» БЛ)
………………………….
Представители израильской "элиты" считают, что прокуратура халатно отнеслась к расследованию деятельности рава Дова Лиора, на протяжении длительного периода времени: в обращении в прокуратуру упоминается и его связь с членами еврейского подполья 1980-х годов, и его отказ осудить поступок д-ра Баруха Гольдштейна в Меарат-а-Махпела в Хевроне, а также то, что рав Диор продолжает называть д-ра Гольдштейна святым мучеником, ……(и много еще чего БЛ)… … а также самый "свежий грех" – поддержку издания книги "Торат-а-Мелех", содержащей, по мнению израильской "элиты", "подстрекательство к убийству неевреев".
"Все вышеперечисленное делает невозможным оставление рава Дова Лиора на занимаемых им должностях, оплачиваемых государством", – отмечают авторы петиции, поданной в прокуратуру, – "а также требует глубокого и тщательного расследования преступной и подрывной деятельности раввина Дова Лиора и привлечения его к уголовной ответственности", – подчеркивают они. Они считают также, что только за отказ явиться в полицию на допрос по поводу его участия в издании книги "Торат-а-Мелех" рав Лиор Должен быть арестован и отстранен от всех должностей ………………………..»
Эти ли подзуживания сыграли свою роль, или нет, но обороты нарастают – прокуратура пошла ва-банк:
«Полиции выдан ордер на арест рава Яакова Йосефа» 11 Февраля 2011 http://www.7kanal.com/news.php3?id=280672
«Прокуратура без тормозов: израильской полиции выдан ордер на арест рава Яакова Йосефа – массовый протест по поводу ордера на арест рава Дова Лиора проигнорирован.
……………………………..
Около 200 авторитетных израильских раввинов, собравшихся на конференцию в одном из престижных высших раввинских учебных заведений – институте "Ариэль" им. Гарри Фишеля в Иерусалиме – выразили солидарность с раввинами Шапиро, Лиором и Йосефом и резко осудили их преследование со стороны репрессивных органов государства. 70 раввинов подписали петицию в защиту рава Дова Лиора.»
Картина 4 – Дела недавние. (В данном изложении эта картина последняя, но вот завершающая ли?)
Полиции, кажется, надоела ситуация с непослушанием раввинов, и она решила показать – кто в доме хозяин:
«Полиция арестовала раввина Дова Лиора» 27 Июня 2011» http://www.7kanal.com/news.php3?id=283037
«Израильская полиция арестовала главу ешивы и раввинского суда Кирьят-Арбы и Хеврона, председателя Совета раввинов Иудеи и Самарии, рава Дова Лиора. ….Как сообщила его супруга, полиция остановила автомобиль рава Лиора на шоссе и пересадила в полицейский джип.
Ордер на арест рава Лиора был выдан судом, в связи с неоднократным отказом рава Дова Лиора явиться в полицию на допрос по поводу ….. (и далее – про книгу, о который много говорилось выше. БЛ) Против авторов книги – раввинов Ицхака Шапиро и Йосефа Элицура из ешивы "Од-Йосеф-хай" в Ицхаре (Самария) – в полицию были поданы жалобы за "подстрекательство к убийству мирных жителей" и заведено уголовное дело.
Рав Дов Лиор отказался явиться по вызову на допрос в полицию, так как считает заведенное уголовное дело репрессивной мерой государства, актом затыкания ртов раввинам и вмешательства в вопросы, касающиеся Торы и Галахи. Кроме рава Лиора, по этому же вопросу в полицию был вызван и рав Яаков Йосеф и, также как и рав Лиор, отказался явиться на допрос»
«Злые языки» еще говорят (впоперек этой заметке, оперирующей, вроде бы, сообщением от жены), что задержание было, во-первых, очень грубым, а во-вторых – не просто «на дороге», а в тоннеле, как будто бы полиция опасалась, что 80-летний раввин, если арестовывать его на открытом месте, может сбежать от них, прыгая как заяц по крутым каменистым или, наоборот, залесенным склонам Иудеи. Что касаемо грубости, то даже не просто слухи, а известия по радио, сообщили, что машина рава была остановлена по дороге в Хеврон, водитель и какой-то спутник рава были выброшены на проезжую часть, за руль сел полицейский чин и прямым ходом погнал в ближайший участок.
Арест не был долгим – продержали какой-то час, пытаясь допросить, но без какого-либо успеха.
27 Июня 2011 «Рав Дов Лиор: "Раввины не подчинятся диктату комиссаров!"» http://www.7kanal.com/news.php3?id=283057
«После освобождения из-под ареста, рав Дов Лиор выступил перед студентами ешивы "Мерказ-а-рав" в Иерусалиме. "Раввины не подчинятся диктату комиссаров!", – заявил рав Лиор в своем выступлении.
…………………………..
Рав Дов Лиор назвал его арест, проведенный агентами полиции на шоссе Иерусалим-Хеврон, унизительным актом как для него и святости Торы, которую он представляет для десятков тысяч евреев, согласно раввинскому статусу, так и для государства, называющего себя еврейским.
Допрос в полиции был коротким: рав Дов Лиор отказался давать показания, аргументируя это невозможностью обсуждения со следователями содержания книги, понимание которой доступно только искушенным выпускникам ешив.
Израильские СМИ, освещая события, вызванные изданием книги "Торат-а-Мелех", упорно называют ее "книгой о правилах убийства гоев евреями". Однако на самом деле книга "Торат-а-Мелех" является исследованием вопроса о верном, с точки зрения Торы и Галахи, поведением еврейского государства и правительства относительно врага в ходе войны, суть – государство не обязано требовать от еврейского солдата быть более милосердным к мирному населению враждующей стороны, чем отношение враждебного государства к этому населению, а также запрет рисковать жизнью солдат ЦАХАЛа для защиты населения враждебной страны в ходе боевых действий; в книге нет практических рекомендаций к солдату, но лишь оценка постфактум ситуаций и опыта прошедших войн. Первые четыре (из шести) главы книги посвящены тщательному выяснению отношения Торы и Галахи к принципиальным вопросам о жизни и смерти. включая случаи выбора между спасением роженицы или младенца, в случае осложнений при родах, тему донорства человеческих органов для трансплантации, случая захвата заложника и требования выдачи взамен другого человека на смерть и множество других подобных аспектов, причем как с точки зрения Галахи, так и с точки зрения известных законов и обычаев других народов, а также сравнительному анализу этих аспектов между еврейским и нееврейским подходом к ним. Только последние две главы посвящены исследованию законов ведения войны, на основании выводов, сделанных в первых четырех главах.» (Выделение и здесь – мое. БЛ)
Больше не буду утомлять читателя цитированием дальнейших статей по этому поводу. Пора подбить итоги, и сделаю это я уже своими словами, из своей головы.
Итоги
Я вижу два главных итога этой эпопеи – и оба, по моей оценке, положительны. Просто даже есть чему радоваться и за что благодарить небеса.
Пункт первый.
Наконец-то наметилось сплочение разных иудейских направлений в одну струю – увидели, кажется, общую опасность. Раньше я писал, что антагонизма между сефардами и ашкеназами, хабадниками и литваками, йеменцами (тайменим) и бреславцами, да и любыми другими направлениями я не вижу – и за это я готов поручиться (см. «Основные религиозные направления в иудаизме» ). Но писал я об обыденной жизни, а не о политических тенденциях. В политике же объединения разных течений совершенно не было. Да собственно литваки и все хасидские направления просто как-то не лезли в политику, держались в стороне, варились в собственном соку. Занимались же политикой только сионистский иудаизм (т.н. «поселенческое движение») и сефардские лидеры (партия ШАС). И каждый дул в свою дуду, думал о своих интересах. А сейчас, похоже, начали прозревать – увидели, до чего может довести такая разобщенность и разнонаправленность. На примере рава Дов Лиора осознали нешуточную опасность полного диктата атеистов над всей религиозной сферой. И уничтожения вообще государства Израиль с активной подачи этих самых – атеистов-миролюбцев.
Собственно, в ряду проходящих по этому делу уже есть представители разных направлений – и сионистского, и хабад-любавичского, и сфаради, а среди студентов, пляшущих с хабадником равом Ицхаком Гинзбургом мелькали и молодые браславские хасиды. И на собраниях раввинов по этому поводу звучало, причем от равов, которых СМИ относят к т.н. умеренно-политическому крылу, что законы hалахи выше законов государства. А это уж предельный радикализм, даже радикальный бред, в глазах атеистов-миротворцев. Короче, и общий язык находили, и высказывались о необходимости более тесного сотрудничества.
Очевидно, не стоит ожидать прямо завтрашнего создания единой религиозно-политической партии – конечно, сложные дела так вот быстро не вершатся. Но, кажется все-таки, что какие-то первые шаги сделаны, и есть некоторая толика надежды, что сие дело не заглохнет.
Пункт 2 – тоже обнадеживающий… и ставший для меня некоторым откровением.
Я – вдруг и совершенно неожиданнодля себя – увидел в комментариях к разным статьям на эту тему, что т.н. «русская улица» держит сторону раввинов, и хорошо держит, крепко, в соотношении чуть ли не 10:1 (против хулителей книги). Для меня это было неожиданно потому, что до того я отмечал прямо противоположную картину (см. например. «Антисемитизм и юдофобия – вне Израиля и внутри его» ). Та заметка писана мною где-то 2-3 года назад в расчете на публикацию в какой-нибудь русскоязычной израильской газете. Но не вышло – очевидно, редакции не были настроены на вскрытие юдофобских гнойников того времени. И вот, похоже, что с течением времени (совсем даже и небольшого) русская улица заметно отдрейфовала в сторону признания важности иудейской веры, и нынешняя свистопляска вокруг алахической книги открыто засветила эту тенденцию. Просто замечательно! (а может и мои писания этому как-то поспособствовали? и здесь – в блоге, и в разных обсуждениях-комментариях, где бывало тоже критиковал соответствующие высказывания…)
Ну, как не радоваться такому, например, выступлению:
«даже нормальные атеисты понимают что без раввинов у нас нет права на эту землю»
А вот еще – характерные:
«в мини-совке живем. Может быть были правы ортодоксы, когда возражали против создания социалистического прибежища для евреев в святой земле? Что имеем? Совок на одной шестисотой части суши?»
«Совсем ошалели. Совсем, как в совке! Скоро и до книжных костров дело дойдет»
Характеристика нынешнего Израиля как уцелевшего филиала сгинувшего СССР (или нынешней РФ?) – достаточно характерна для многих комментариев. Ее справедливость нужно признать, НО! только для ряда государственных функций и функционеров. Народ-то здесь, все-таки не тот, что там. Так что полной аналогии не наблюдается. И такой российской стагнации как, например, прописанная в заметке «Ночь, улица, фонарь, аптека» здесь у нас не будет, не должно быть.
————————————————-
Добавление 11.07.2011
Продолжение этой статьи с анализом двух прямо противоположных оценок книги, причем (что самое интересное) из одного – ортодоксального – лагеря, см. в здесь, в статье «Отношения к книге “Торат а Малех” в иудаизме» .
Ну и еще, сейчас можно добавить, что с оценкой отношения сторонников равов к их противникам на «русской улице», как 10:1, я, наверно, немного погорячился. Видел я, действительно, такой баланс в обсуждениях, но сайт – сайту рознь. Потому как встретились мне и обсуждения примерно с равным численным балансом. Но, все равно, если взять среднее, то думаю, что доля поддерживающих рава окажется, хоть и не 90%, но 70-75% почти наверняка. Что, все равно, очень неплохо по сравнению с прошлыми временами.