Антисемитизм и юдофобия – вне Израиля и внутри его.

С замечательной регулярностью в зарубежных СМИ появляются антиеврейские материалы – то турецкое кино о милых палестинских детишках, хладнокровно расстреливаемых злодеями-сионистами, то статья в шведской газете о солдатах ЦАХАЛа, вырезающих печенки у тех же юных палестинцев и проч. и проч. Материалы все явно клеветнические, без каких-либо мало-мальски серьезных обоснований, типичное раздувание антисемитских настроений. И раздувание вполне небезуспешное. Читатели, заглядывавшие в ихние блоги и обсуждения (благо, сейчас не так уж трудно это сделать с помощью интернет-переводчиков) знают, что шведский читатель в основной своей массе вполне верит той клевете в «Афтонбладет», и ему совсем не требуются какие-либо прямые доказательства прописанным там проявлениям еврейской пакости и подлости. Он-то эти качества евреев под сомнение и не ставит, и потому считает себя вправе открыто негодовать по поводу нового их проявления. Ну что ж, пожалуйте – очевидный массовый антисемитизм во всей его красе.
Ну и ладно с этими шведами и турками – такие инсинуации нам не в диковинку, уже не одно тысячелетие тянется антиеврейская бодяга. Полезней разобраться в нас самих – а что у нас внутри, нет ли того же самого и в нашем обществе?

*          *           *

Кажется, по общему впечатлению, что такое никак не должно иметь место. Ведь у нас должно быть прямо в генетической памяти все это зло – и кровавые наветы, и погромы, и Катастрофа. Мы не всегда понимаем – за что к нам такая многотысячелетняя людская неприязнь, зато умеем сплачиваться перед ее лицом. Тут же можно отметить, что и не только мы – еврейская масса – не можем понять этого. Высоколобый научный мир также этого не понимает, и политический бомонд – тоже. Напечатаны горы исследований, посвященных антисемитизму, но общепризнанной причины его так еще и не найдено – названа куча возможных причин, но ни одна из них не может претендовать на универсальность объяснения такого всемирного и уникального явления.
Вышесказанное освещено как бы с позиции светских евреев, ибо иудеи-то хорошо знают причину всех этих негативов – она прописана в Торе. Знают и принимают, т.к. понимают как ее неизбежность (вследствие избрания Б-гом еврейского народа в качестве образца для всех прочих), так и время ее уничтожения – приход Машиаха. Это осознание и давало силу иудеям пережить все гонения, если и не с олимпийским спокойствием, то, во всяком случае, без критического надрыва
Но бывало-таки в истории, что евреи пытались избавиться от этого зла, ликвидировав ту или иную причину, казавшуюся им главной. Что при этом получалось? Ну, ответы лучше проследить на конкретных примерах, и для этого копнем немного в историю – проследим некоторые противоядия, которые евреи пытались применить против антисемитизма.
Итак, если не забираться глубоко в античность, то несколько более близкие времена мрачного, глухого средневековья известны оголтелой христианской юдофобией, т.е. преследованием иудаизма как религии. Проявлений тому тьма: регулярные, из века в век изгнания из христианских стран Европы – то из одной, то из другой, с удивительной периодичностью, сжигание Талмудов на площадях, самосуды христианских толп во времена эпидемий и не только их, вырезание или спускание под лед (в России) целых общин, не пожелавших креститься и т.д. и т.п. Поводы для преследований были именно религиозные – и распятие ихнего бога, и потребление христианской крови, и какие-то там совершенно абсурдные гостии, и т.д. и т.п. – все в духе такой же галиматьи. Это – предыстория. А вот дальше – сама история попыток евреев избавиться от негативного к ним отношения окружающих народов.
Первый пример – Европа, начало 19 века нынешней эры, эпоха Просвещения, победное шествие лозунга: «Свобода, Равенство, Братство», т.е расцвет любви всех ко всем… кроме евреев, вестимо. Евреям, наконец, это стало обидно, и, набравшись того самого – европейского – просвещения, они решили, что религия вообще-то и ни при чем, что ненависть к ним вызвана простым непониманием того, что разные религии не мешают людям быть одинаковыми внутри – в душе. Надо только продемонстрировать всем, что мы – такие же как они, и что, в конце концов, все люди – братья. И тогда с юдофобией, сразу же будет покончено.
Начало этому делу было положено в Германии и евреи тут же начали подстраиваться под соседей: «Мы, мол, – немцы иудейской религии», или даже больше: «Мы – евреи только дома, а на улице мы – немцы». От Германии это поветрие волнами пошло по Европе, однако, юдофобия почему-то разгоралась все сильней, несмотря на такие заклинания – как будто бы и правильные, но….
Ага, додумались некоторые евреи, значит дело все-таки в самом иудаизме. Ну что ж, тогда пойдем дальше – давайте вообще отречемся от своей религии: «Мы теперь – евреи-атеисты и потому ничем не отличаемся от немцев, французов, русских и всех прочих» Иными словами, есть просто некое еврейское культурное землячество, типа, скажем, армянского или ирландского – и все, больше ничего.
Ну, и каков результат? Антиеврейские настроения приказали долго жить? Ну да – как же, как же… Окружающий мир ответил примерно так: «Ну, раз вы теперь нерелигиозные евреи, так и получайте вместо уже немного подзатертой юдофобии чистокровный антисемитизм – вне всяких религий, просто расовый.» И пошло-поехало: погромы в России, дело Дрейфуса во Франции, хрустальная ночь в Германии и Катастрофа по всей Европе. Итак, юдофобия породила свое светское дитя – жесточайший антисемитизм.
Второй пример – сионистский. Время – с конца 19-го века и посейчас. Герцль, Пинскер и другие сионисты первого призыва решили, что причина антисемитизма заключается в нашем рассеяньи среди народов. Просто какие-то качества еврейской натуры – даже неважно, какие конкретно – плохо воспринимаются вмещающими народами, как-то режут им глаза, и потому решение этого вопроса – в отделении евреев в свое государство. Ну, в самом деле, спокойным англичанам и темпераментным французам, очевидно, трудно было бы ужиться вместе из-за такой разницы характеров. Но они живут по разные стороны Ла-Манша и потому не обременены какой-то особо-сильной ненавистью друг к другу – нет для этого питательной среды. Вот и евреям надо отделиться границами от остальных и тогда антисемитизм, не имея постоянной подпитки, сойдет на нет.
Рассуждения – вполне логичные, но мы-то уже знаем, что жизнь непосредственно на практике и эту теорию разбила вдребезги. Еврейское государство создано, но вот проблема не только не решена, но вспыхнула с новой силой. Антисемитизм породил новое свое проявление – антисионизм. Желчное, отчетливо-негативное отношение к государству Израиль, острое желание насолить ему всеми доступными методами теперь объединяет и по-прежнему спокойную Англию, и не утратившую свой темперамент Францию. Обе они, вместе со всеми другими европо-азие-америками единодушно сливаются в экстазе антиизраильских резолюций.
Таким образом, антиеврейские настроения развивались от христианской юдофобии, через светский антисемитизм до государственного антисионизма. Эти ступени не просто сменяли одна другую, т.е. не отбрасывали своего исторического предшественника, а, наоборот, развивались совместно, дополняя друг друга. И все это историческое развитие антиеврейской ненависти лишь подтверждает религиозную позицию об иррациональности всего этого вопроса, о невозможности ни объяснить его с рациональных, житейских позиций, ни отменить любыми возможными для человечества путями. Евреям просто положено нести эту ношу, возложенную свыше, нести достойно и исполнять свою функцию – быть примером другим народам.

*          *           *

Теперь, после этих исторических выкладок пора вернуться к нашим баранам – посмотреть, что имеем внутри себя. И для этого полезно проанализировать нашу внутреннюю реакцию на события внутри израильские, связанные с религиозным сектором, такие как, скажем, длительное и упорное противостояние мэрии Йерушалаима и ортодоксальных жителей Меа Шеарим. По этому вопросу, как и по другим, аналогичным, мнение нерелигиозной части «русской улицы» вполне определено: ультраортодоксальный иудаизм – есть безусловное зло для Израиля, и если его нельзя вообще искоренить, то надо прижать до упора, наказывать по всей строгости.
Ну и далее, в колонках комментариев читателей новостных порталов, идет уже полный набор предложений конкретных решений и действий по этим поводам: перекрыть пейсатым тунеядцам бюджетную поддержку (мы платим налоги, а эти захребетники их прожирают!), заставить их служить в армии (мы воюем и гибнем, защищая их, а они камнями в нас!), заставить их работать, а йешивы все позакрывать (эти йешивы – только рассадники лени и сидения на нашей шее!), выселить датишников куда-нибудь подальше (что б не мешали ездить в автобусах по субботам, ходить в неглиже, где хотим и пр.) и более того, вообще лишить их всех прав, раз не считаются с нашим желанием жить по светски (эта страна создавалась сионистами-атеистами, т.е. для таких как мы, а не они!). А кто-то там вообще уже залебезил перед российскими дружками в оставленных краях – ему-де уже стало стыдно, что он живет среди этих «пингвинов».
До чего ж прав был мудрый Шломо (атеистам больше известный под христианским наименованием Соломон): «Все возвращается на круги своя». Действительно, возвращается – ведь аналогичные претензии (пусть и с некоторыми модификациями) выставляли национально-озабоченные антисемиты в адрес евреев царской России – в адрес дедов и прадедов этих самых анти-датишников. И некоторые из них Россия действительно претворила в жизнь, например, закон о кантонистах, по которому набор в рекруты из евреев (свободных людей – по их статусу!) стал намного более жестким и тяжелым, чем из русских (крепостных!) крестьян.
Вот вам и отчетливая параллель, между тамошними шведскими антисемитами и нашими, тутошними еврейскими юдофобами. Шведы априори (т.е. заранее, без всяких доказательств) уверены в исходной подлости евреев, всегда что-то крутящих, мутящих воду, мешающих им жить. «Факты» из той статьи лишь только подтвердили их позицию. Евреи-атеисты, аналогичным образом, заранее настроены против религии и религиозных, вникать в суть вопросов им и некогда, и незачем, потому что датишники – заведомое отребье, мерзавцы и лоботрясы, мешающие нормальным евреям спокойно жить и делать что захочется.
Ну как тут не вспомнить времена, когда Иудея была покорена Римом, и Второй Храм был разрушен врагами именно из-за внутриеврейской вражды и междоусобицы. Что-то очень похожее мы переживаем сейчас, так что та – давняя – история вполне может повториться и ныне. Может все-таки не доводить до такого конца, может быть стоит спокойно разобраться в ситуации, выяснить – кто есть кто, и что есть что? То есть разобраться – так ли уж непогрешимы и справедливы вышесобранные претензии «русской улицы» к религиозному сектору?

*          *           *

Начать тогда придется издалека. – с того, что иудейская религия жива уже где-то около четырех тысяч лет, оставаясь по-прежнему живой и действенной, и все это время еврейский народ сохранял свою самоидентификацию только и исключительно благодаря ей. В тех же случаях, когда евреи уходили от иудаизма, их потомки уже и не вспоминали о своих еврейских корнях – они просто переставали быть евреями. Возможно, такие случаи бывали и нередко, но еврейский народ выжил именно благодаря «сухому остатку», всегда остававшемуся в иудаизме вопреки всем преследованиям и гонениям за свою веру.
Нынешнее поколение советско-российских евреев отошло от веры где-то на 2-3 поколения. И только то, что этот отход не протянулся еще чуть-чуть – буквально на 1-2 поколения, только это и спасло эсэсэровское еврейство от полного растворения среди русских. Итак, наши деды (на крайний случай – прадеды) были людьми глубоко религиозными – точно такими же, как и те, кого сейчас здесь называют ультраортодоксами. И исключительно благодаря стойкости в религии наших предков мы получили возможность выехать из опостылевшей России. То есть, (еще раз, в силу важности этого положения) не будь наши предки столь стойкими в своей вере, мы бы как евреи уже не существовали бы, и оставались бы прозябать в загнивающей России в качестве ее коренного народа. Уже по одному этому – просто из чувства благодарности к предкам – у нас нет морального права хаять их (нашу!) религию.
Ну, хорошо, это о религии вообще – как некоей абстракции. А что с реальностью сегодняшнего дня, с современными религиозными евреями? В пику им «русская улица» (не вся, но достаточно существенная ее часть) гордо провозглашает свой атеизм. Мол, ладно, деды – они были научно-отсталыми. А мы – научно-подкованы и потому не верим религиозным сказочкам.
Вообще, взаимоотношение науки и веры – вопрос очень обширный, и не для данных заметок. Пока можно сказать кратко, что мнение об их несовместимости, мягко сказать, сильно преувеличено. Научный подход к изучению мира и вера в Творца этого мира – вещи, совершенно не взаимоисключающие, а, напротив, дополняющие друг друга к общей пользе человека. (см. здесь раздел «Религия и наука» http://berlev.info/?cat=4 ) Но в данной заметке разбирается другой вопрос – вопрос наших внутренних взаимоотношений, и в нем надо начать с некоторых базовых понятий.

*          *           *

Во-первых, земля Израиля – это Святая Земля для любого религиозного еврея. А раз Святая, то и относиться к ней положено с трепетом. С трепетом – это значит, в частности, соблюдать на ней все предписанные законы, например, не нарушать шаббатные установки в местах, где живут евреи, по крайней мере – религиозные евреи. И тем более уж, если это – в Йерушалаиме.
В галуте евреи каждый день, в каждой своей молитве все прошедшие тысячелетия вспоминали Йерушалаим и Святую Землю. Они мечтали о возвращении сюда отнюдь не для того, что б нарушать здесь установленные законы. Более того, эти законы и здесь – на Святой Земле – хранили те евреи, которые смогли зацепиться за нее и остаться тут жить в тяжелейших условиях преследования иудейской религии. Ради этого же сюда шли еврейские алии задолго до того, что сейчас у нас называется алией №1, происходившей около века тому назад. У нее, таки, были предшественники и в 15-м веке, и в 17-м, и позднее. И во всех этих алиях сюда стремились именно глубокорелигиозные евреи. Ими и обеспечено наше моральное право тут жить. Только поэтому здесь и воссоздано государство Израиль. Вот потому-то относиться к этим евреям, заложившим здесь базу нашего нынешнего существования – относиться к ним высокомерно и презрительно – это не уважать, прежде всего, самих себя.
Следующей очередью, можно рассмотреть и тезис о том, что раз Израиль создан сионистами-атеистами, то здесь должны быть современные светские порядки, а не замшело-религиозные. Ну, тогда возникает вопрос, а зачем они пришли именно сюда – на Святую Землю. Строили бы свое еврейско-атеистическое государство в Уганде или же Аргентине, предлагались же такие варианты. Или еще, к примеру, на Мадагаскаре, куда поначалу настраивался отправить евреев Гитлер (потом, видимо, отдавший предпочтение газу циклон-б, как более дешевому средству «окончательного решения»).
Вот в тех местах, пожалуйста, была б им полная свобода делать все, что атеистическая душенька запросит – хоть в шаббат, хоть в будни. Но уж тогда морального права там укореняться, вытесняя коренное население, у евреев не было б никакого! А на Святой Земле это право у нас есть – оно выстрадано всеми нашими предыдущими поколениями. Отсюда следует, что запрет на общественный транспорт по субботам, или же неприятие автостоянки по шаббатам вблизи религиозного района – это еще очень невеликая цена за такое исключительное право. За такое право настоятельно требуется, если уж не быть самому религиозным, то, во всяком случае, уважать принципы религиозной части своего же народа
Не надо, только, понимать все сказанное как принижение героического этапа хозяйственного и военного освоения сионистами земли Израиля. Отнюдь нет. Но и сбрасывать со счетов вклад религиозных поколений – ох, какой немалый вклад – совершенно не стоит. Это просто неприлично, как неприлично быть (по российской пословице) Иваном, родства не помнящим.

 *          *           *

Ну, и теперь о постоянно раздающихся на «русской улице» претензиях к ультраортодоксам как к бездельникам, тунеядцам и захребетникам, которые, видите ли, сидят на нашей шее, и проедают наши налоги. Тоже ведь претензии не от большого понимания как глубинной сути происходящего, так и реального положения вещей.
Сначала – о сути дела. Так вот, дело в том, что у евреев духовная работа – т.е. изучение Торы, погружение в ее глубины – исстари почиталась как важнейшая. В еврейской среде и простые ремесленники, и коммерсанты с финансистами, каждый, конечно, в силу своих возможностей, но все и всегда считали своим долгом субсидировать жизнь тех, кто все свое время просиживает над Торой. И началось это еще во времена завоевания Святой Земли. Известно, что колено Леви не получило надела, т.е. было отставлено от работы на земле, именно для того, что б служить в Храме, изучать Тору и преподавать ее остальным израэлитам. Для храмового служения большого количества участников не требовалось, стало быть, главным занятием большинства левитов становилась именно Тора. Иначе говоря, левиты жили за счет других колен – тунеядствовали, если выражаться на современном атеистическом жаргоне.
Ладно, это про определенный, выделенный уже в Торе, клан потомков Леви. А что остальные – только пассивно, как ученики, воспринимали Тору в свободное от работы время? Нет, не так – глубокое изучение Торы традиционно было почитаемо у всех исраэлитов, так же как и материальная поддержка тех, кто только ею и занимался. Например, два еврейских колена были связаны именно такими отношениями. Колено Звулона, получив надел у берега моря (в районе нынешней Хайфы), занялось мореплаваньем и заморской торговлей. И этой опасной, но зато прибыльной работой смогло обеспечить жизнь не только себе, но и колену Иссахара, осевшему в р-не Кинерета и, благодаря звулонянам смогшему заниматься исключительно Торой, не отвлекаясь на добывание хлеба насущного. Такое вот взаимоотношение колен еврейская традиция ставит в большую заслугу обоим.
Такая система поддержки изучения Торы проходит через всю историю еврейства. Как пример, можно вернуться к уже освещавшейся выше ситуации со Старым Ишувом – к евреям, жившим в Святой Земле все прошлые столетия и тысячелетия. К этому еврейскому присутствию здесь причастны не только те, кто непосредственно обитал тут, но и все еврейство в целом. По всему миру, по всем еврейским общинам собирались средства для поддержки тут живущих, что бы они могли изучать здесь Тору и молиться у Стены Плача за всех евреев. Именно такой цдакой все евреи приобщались к святости этих мест, все ощущали связь с Землей Израиля. Никакому еврею тогда и в голову бы не могло прийти, что его деньги идут в карманы «захребетников» – такая мысль была бы просто кощунством.
Но нынешние времена – другие. За кощунство с атеистов спроса нет – сие как бы не их сфера. И вообще, традиционные нормы в атеистическом мире, увы, не в чести – в нем могут поддерживаться лишь необременительные традиции, не посягающие на привычную свободу быта и трату кровных денежек лишь на себя любимого. Потому перейдем в атеистическую сферу – сферу меркантильности. Распускаемые здесь слухи о жизни религиозного сектора за счет израильских налогоплательщиков очень сильно преувеличены. В определенной степени, конечно, из бюджета идут дотации на содержание религиозных школ и йешив, но так же они идут и на светские школы, лицеи, институты. Тут – полный паритет, и муссировать здесь абсолютно нечего. Йешивам, понятно, денег нужно существенно больше, чем светским учебным заведениям, в частности, на обеспечение питания и спальных мест (общежитий) для холостых йешиботников. Семейные йешиботники (как правило, даже много-семейные) нуждаются в еще большей поддержке – это тоже понятно. Но вот мнение о каких–либо специальных стипендиях или иных вливаниях из бюджета в такие нужды – оно, таки, сильно преувеличено. Это все придумки людей, заинтересованных в нагнетании вражды – все в точности, как в антисемитской пропаганде. Необходимые на все это средства йешивы и общины изыскивают вполне традиционно для еврейства – через благотворителей, потому как в религиозной среде еще не перевелось понимание духовной важности глубокого изучения Торы. Понимание того, что еврейский народ прошел через тысячелетия только благодаря этому – на удивление и зависть всем прочим народам, масса из которых за это время просто стерта с лица земли, а имеющиеся в наличии сейчас младше евреев в 2-3-4 раза.

 *          *           *

Вот таким образом и смыкается антисемитизм, выросший из юдофобии христианского мира, с современной и, увы, уже еврейской юдофобией, сливается позиция шведского обывателя с мнением «русской улицы».  Если эта внутриеврейская вражда,  нагнетаемая таким вот образом, будет развиваться и дальше, то Израилю не светит ничего хорошего – вспомним еще раз про Второй Храм.

Запись опубликована в рубрике Еврей еврею… с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Антисемитизм и юдофобия – вне Израиля и внутри его.»

  1. Надя говорит:

    читалось, вроде "..как в ожидании чего-то нового"…но как дошла до"…опостылевшей России"….интерес потерян(…..кстати,заметила.в Израиле ругают ее только "недавно отрекшиеся"!!…а красивые интеллигентные старушки(не люблю слово "старушки")….ее вспоминают с нежностью..и ко мне подходят..расспрашивают…особенно узнав что Москва…!..немного отошла в сторону,простите……и Москву люблю. и Ерушалаим..хотя нет…в нем мне тревожно немного……..Бат-Ям ближе….)..да и ,мне кажется,. политические события последних месяцев дают понять всем…что этим двум,выше-перечисленным столицам…нужно пусть ,хоть не держаться друг за друга…но понимать…что мы ближе и роднее друг-другу, чем какой либо народ на земном шаре !………

    • Ber говорит:

      Дорогая Надя! Информирую Вас, что у автора статей нет обязанности угождать всем.
      Ну и еще, Ваши наблюдения о "недавно отрекшихся" тут же вызывают вопрос – а как вычислялась эта самая "недавность"? Не слишком ли легковесны Ваши выводы?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *