Тора и Талмуд подтверждаются археологией

По материалам экскурсии на г. Эйваль, к памятнику библейской истории с возрастом около 3200 лет

1.   Вступление: как «просвещенная» наука разоблачает «библейские сказочки».
2.   Что говорит библейская археология.   
3.   Гора Эйваль – по Торе.   
4.   Гора Эйваль – экскурсионный объект. 
5.   Гора Эйваль – археологическое изучение (начало) 
6.   Гора Эйваль – археологическое изучение (современное состояние) 
7.   Подведение  итогов – система доказательств заявленного в заголовке.   
8.   Завершение (с обсуждением некоторого противоречия к п.7) 
9.   Иллюстрации по жертвеннику. 
10. Цитаты из обсуждаемых книг (Тора, Книга Йошуа) 
11. Приложения:
      а. Информация  об организаторах.
      б. Дополнительная информация по источникам (вставлено 14.04.2011).
      в. Дополнительные фотографии о прохождении  экскурсии. 
      г. Пояснения по еврейским именам и названиям (перевод их христианско-светский лад).

1. Вступление.
Как «просвещенная» наука разоблачает «библейские сказочки».

Наука история всегда неоднозначна в своей интерпретации – в ней всякий видит именно то, что ему хочется. А уж по поводу древней истории еврейского народа, то тут  вообще столько наворочено –  вплоть до полного ее отрицания. Мол, не было ее, и баста – всю ее евреи напридумали задним числом, где-то лишь в 5-ом веке до н.э.  А до того евреев как таковых не было вообще, так же как и еврейского государства на территории, известной много веков под именем   Палестина.

Нынешние арабы эту идею только лишь подхватили, доведя ее, при этом, до полнейшего абсурда – до заявлений вообще об абсолютном отсутствии евреев здесь во все исторические времена. Это, конечно,  есть ложь чистой воды, т.к. имеется масса документальных доказательств противного.  Но действительными основоположниками  и обоснователями указанной выше научной версии были западные филологи, где-то в середине 18 века раскрутившие академическое направление под названием «библейская критика». Это вот направление ( в отличие от арабского), действительно, является одной из возможных научных версий, в общем-то, имеющее право на существование и обсуждение в определенных научных рамках – именно научных, а не религиозных.  Как и любые научные версии, обсуждения, гипотезы, теории, эта версия основана на некоторых первичных, недоказуемых посылках, потому ее выводы не имеют полной и абсолютной ценности, не являются истиной в последней инстанции.

Суть этой теории была в том, что ученые данной школы  на основе своего анализа текста Библии (для нас – Торы) расчленили ее на несколько частей, пытаясь доказать тем самым, что у нее было несколько авторов из разных времен, а потом кто-то просто объединил эти разрозненные части в одну книгу. При такой версии Библия теряет статус Б-жественного происхождения и превращается в заурядное творение человеческих рук, причем, довольно позднего периода – намного более позднего, чем те времена, которые она  описывает (от сотворения человека и до 12-го века до н.э). То есть, по их мнению, Библия – это не документ, а только мифология,  и все в ней прописанное никак не может считаться настоящей историей.  Вот летописи, к примеру, – это исторические документы, а Священное Писание  – только сказочки для глупых верующих.

Критика этой «критики» в задачи данной статьи не входит. Религиозные евреи цену ей знают, т.к. она, конечно же, не осталась без рассмотрения и ответа со стороны наших мудрецов, указавших на совершенно логичные  и естественные объяснения, снимающие все построения этих критиков.

А нас сейчас больше интересует некоторое археологическое продолжение этой филологической школы

2. Что говорит библейская археология.

Собственно, изначально возникшая «библейская археология», представленная учеными-христианами (преимущественно – протестантами), ставила перед собой прямо противоположную задачу:  подтвердить археологическими раскопками правильность всех библейских рассказов.  Они шли непосредственно по указаниям Библии и получали впечатляющие  результаты, например, при раскопках Иерусалима или Иерихона.  Или же, например, обнаружив упоминаемые в Торе египетские города Питом и Рамсес, построенные  рабами-евреями.  Они же, в частности, выявили, что  форма и качество строений (в египетских городах), или, наоборот,  разрушений (в Иерихоне)  вполне соответствовали, описанным в Торе.  (См,. например о раскопанных египетских городах в работе Опарина )

Но пришли новые времена, в земле Израиля начали копаться израильские же археологи, очень далекие от религии по своему изначальному менталитету, и, соответственно, не шибко желающие сыграть на руку своим религиозным согражданам. Естественно, что в своих выкладках они встали на тропу «библейской критики» (ранее исключительно  филологического плана)  – нет в Израиле ничего, доказывающего присутствие здесь евреев до наступления периода Второго Храма.  Действительно, изначально не обнаруживалось серьезных документальных или вещественных подтверждений противоположной точки зрения, а находки археологов предыдущих времен можно было постараться объяснить как-то по другому, не привлекая Библию (Тору). То есть, логика была простой: раз нет однозначных доказательств наличия здесь евреев до 5-го века, то, значит, их тут и не было. Более детально, с конкретными именами и позициями об этом можно посмотреть в статье Д. Хазони Там же можно прочитать и о том, чему посвящена данная статья, хоть и  в очень кратком изложении – в  2,5 абзацах. В сети имеется также и целая статья рава П.Шнайдера , посвященная  описанным ниже исследованиям, но все ж существенно более краткая и беглая, чем изложено здесь.

3. Гора Эйваль – по Торе.

Гора Эйваль упоминается сначала в Торе – в самом ее конце, а затем в Книге Йеошуа, являющейся непосредственным продолжением Торы, т.е. первой книгой в сборнике «Пророки» (вторая часть ТаНаХа, а первая часть в нем  – именно Тора). Упоминание об этой горе в этих книгах излагаю здесь в своем пересказе (для простоты чтения), но в конце, в виде приложения к этой статье, приведены соответствующие конкретные выдержки из Священного Писания.

В Торе сказано, что Моше перед своей смертью (Дварим, 27:2-8),  заповедал своему духовному и политическому наследнику Йеошуа бин-Нуну поставить на горе Эйваль жертвенник (в конце заметки есть пояснения-переводы еврейских названий на более привычный многим христианский лад). Сложить этот  жертвенник следует из больших камней, принципиально без их обтесывания – в естественном виде (по тексту: без обработки их железными орудиями), и на нем надо принести жертвы  Вс-вышнему – как общенародные (жертвы всесожжения), так  и индивидуальные (мирные жертвы). Пояснение, существенное  для дальнейшего: жертвы всесожжения сжигаются полностью, а из мирной жертвы сжигается  только часть ее, а остальное  положено съедать там же теми, кто  приносит  эту жертву.

Кроме того дважды в той же самой книге (Дварим,11:26-30, 27:11-26) говорится, что в тех же местах, но уже сразу на двух соседних горах: Эйваль и Гризим,  должны быть произнесены благословения и проклятия из заповеданных  Б-гом народу Израиля – благословения, соответственно, за исполнение положительных заповедей (предписаний о том, что надо делать), проклятия – за нарушения запретов. Для плохо понимающих суть этого действа уточняю формулу произнесения, записанную в Торе: будет благословен народ Израиля за исполнение того-то, будет проклят человек за нарушение запрета того-то и того-то.

Наконец, Книга Йеошуа (8:30-35) – повествует об исполнении еврейским народом этих заветов Моше, после перехода через Иордан.

4. Гора Эйваль – экскурсионный объект.

Горы Эйваль и Гризим и в наше время имеются в натуре –  обозначены на современных картах. Они находятся на Святой Земле, на территории Израиля, но в зоне, сейчас подведомственной нынешней палестинской автономной администрации. Более того, известный по Торе древний (еще доеврейского заложения) город Шхем  расположенный  непосредственно между этими горами, сейчас уже – палестинский город Наблус, второй по численности после Хеврона,  примерно со 100 тыс. населения.  Соответственно доступ туда евреям сильно затруднен – не запрещен, но чрезвычайно опасен без надлежащей защиты. Однако, время от времени туда устраиваются экскурсии под защитой Армии обороны Израиля (ЦАХАЛа). Вот с такой экскурсией мне и довелось там побывать.

5. Гора Эйваль – начало археологического изучения.

Библейские археологи, конечно же, не обошли вниманием гору Эйваль.  И одно время казалось, что – ура! – найдено место жертвенника Йеошуа бин-Нуна. На склоне  горы, непосредственно в виду Шхема, т.е. прямо над ним и напротив г. Гризим, был раскопан достаточно большой прямоугольник из камней, внутри его прямоугольник поменьше, тоже каменный, и обнесено все это камнями ограды вместительного двора. Все это исходно интерпретировалось  как местоположение Ковчега Завета, пронесенного евреями через странствия в пустыне и нашедшего первое свое пристанище именно здесь. Само положение этой раскопки убеждало археологов в правильности их интерпретации.

Но с развитием археологии, с появлением в ней достаточно надежных методов датирования, новые  обследования этой точки не выявили здесь каких либо следов  древнейших евреев. Евреи здесь «наследили» как раз где-то с того же 5-го века до нынешней эры, с периода Второго Храма. А Тора датирует завоевание Святой Земли и строительство здесь жертвенника гораздо более ранним временем – 12-м  веком до н.э.

В этом же месте поверх тех еврейских следов, к тому же и не очень-то обильных, наложились  многочисленные указания на времена византийского владычества.  Так это место нынче и обозначается – как «византийская ферма».

Естественно, это послужило определенным доводом  в пользу представлений «библейской критики», примерно в таком ключе: «Ну, мы ж говорили, что евреями здесь в те времена и не пахло – вот вам, убедитесь в этом сами, коли уж в явно описанном в Библии месте  нет никаких соответствующих тому времени следов еврейского присутствия…»

6. Гора Эйваль – последнее археологическое изучение.

Однако ж, были исследователи, верившие в существование евреев на этой земле в гораздо более ранние времена, чем Второй Храм. Другое дело, что их следы в силу определенных историко-экономических причин обнаруживаются и распознаются много труднее.    И вот в середине 70-х годов прошедшего века – израильтянин, киббуцник, потерявший в войне Судного дня обе ноги, Адам Зарталь начал титаническую работу по площадному выявлению таких древне-еврейских следов – методом исхаживания больших площадей шеренгой исполнителей (обычно – студентов) и фиксирования на очень детальных планах местности всех находок обломков керамики – осколков от кувшинов и прочей посуды, с последующей их разбраковкой, датированием и компьютерной обработкой данных.  Вот таким – компьютерно-статистическим – путем  и были выявлены площади жизнедеятельности самых первых евреев для последующих более детальных археологических раскопок.

Одно такое обширное поле, прямо усеянное  обломками  древнейшей керамики соответствующего времени было выявлено на г. Эйваль, но не на южном ее склоне, не на стороне Шхема и г. Гризим, а на противоположной стороне, точней – на северо-восточной, недоступной прямому просмотру из Шхема. В центре этого поля высился каменный холмик, а точнее – просто груда камней в 3 метра высотой, примерно 15 м. в диаметре.

В 1983 году началось археологическое изучение этого места  и внутри этой кучи была обнаружена каменная кладка из крупных необработанных, естественного происхождения обломков. При раскопке (точнее сказать – разборке) этого образования археологи никак не могли понять – что же это такое? Оно не было похоже ни на жилое строение, ни на оборонительное сооружение. Прежде всего, была выявлена внешняя форма:  общая фигура представляла собой как бы ступенчатую мини-пирамидку из двух ярусов прямоугольной формы, на которую ведут пологие каменные подъемы – именно подъемы, а не ступеньки (по современной архитектурной терминологии – пандусы.).

Непонятности были до тех пор, пока подошедший сюда религиозный житель не определил, что пологий подъем – это, конечно же, кевиш – подъем на жертвенник. Аналогичный он видел в Мишне, где есть зарисовка жертвенника в Микдаше (Храме) – по таким кевишам коэны  (священники), поднимались к месту жертвоприношения с тушами жертвенных животных. (Пояснение:  Мишна – это Устная Тора, часть Талмуда, и более конкретную информацию о ней  можно посмотреть в этом блоге здесь) И действительно тут мы видим (см. первый рисунок далее – в фотогалерее) три кевиша (подъема), совершенно подобные таковым в Храме – центральный, поднимающийся на второй ярус, и два боковых, выводящих на нижний ярус.

Ну, а дальше-больше – внутри было вскрыто три слоя наслоений из земли, пепла и осколков сильно пережженных костей – прямое свидетельство многих жертвоприношений, происходивших здесь достаточно длительное время. Причем, все кости были только от кошерных животных, разрешенных Торой для жертвоприношений.   Общая их переборка выявила также останки и двух некошерных существ – ежика и зайца, но косточки последних были в естественном состоянии – без воздействия на них огня. Так что совершенно очевидно, что они были не жертвоприношениями, а просто остатками завтраков какой-нибудь лисицы или шакала (хотя есть свидетельства того, что известие об этих останках тут же дало повод «библейским критикам» заявить, что они-де доказывают нееврейскую сущность этого жертвенника).

Ну, и как завершение всего, имеется еще одна существенная деталь. На самом дне, под всеми указанными слоями было обнаружено два украшения в виде жуков-скарабеев. Они являются  очень характерной деталью египетской культуры, хорошо изученной и дающей точные археологические датировки. Найденные здесь скарабеи дали время фараона Рамсеса Второго,  того самого, при котором, согласно наиболее популярной исторической версии, и был совершен исход евреев из Египта.

А вокруг этого археологического памятника, на пространстве, огороженном невысокой каменной кладкой, выявлены многочисленные площадки размером примерно 3х3 метра, внутри которых имеются пепловые следы костров и костные останки, но уже не пережженные, а просто объеденные или немного поджаренные. Причем, эти останки опять же принадлежат только кошерным животным – кошерным для еды, т.е. более широкому классу, чем кошерным для жертвоприношений. В частности, здесь обнаружены косточки антилоп и косуль – для еды они пригодны, но не для жертвоприношений.

Объяснения этому феномену мы опять же находим в Торе, согласно которой определенный класс индивидуальных жертвоприношений, т.н. «мирные жертвы»,  в определенной своей части мог ( и даже должен был) съедаться самими приносящими жертву и их домочадцами.  Вот следы таких трапез вокруг жертвенника, очевидно, и наблюдаются в описанных клетушках. Если  привлечь аналогию из нынешних времен, то это – участочки для семейных пикничков с барбекю во время больших еврейских праздников с поеданием частей «мирных жертвоприношений» и не только их (те же антилопы).

7. Подведение  итогов
Система доказательств  заявленного в заголовке.

Подведем итоги с разбивкой по пунктам.

  1. Еврейская, а не хананейская, или, скажем, ассирийская  или какая угодно другая, принадлежность этого жертвенника,  твердо документируется останками костей жертвенных животных  – только тех, которые допускаются Торой.
  2. Дополнительным подтверждением «еврейскости» этого археологического памятника являются следы исключительно кошерных трапез людей, приносивших сюда свои жертвоприношения. Что тоже очень четко соответствует правилам проведения еврейских праздников, прописанным  в Торе.
  3. Далее, об этом же  говорит форма жертвенника, в точности соответствующая форме жертвенника  в Храме, как он описан в нашей  Мишне, что, к тому же, документально подтверждает истинность Мишны. Хотя ее и  пытались многократно опровергнуть юдофобы разного ранга, включая сюда, между прочим, и современных евреев с социалистическим исповеданием истории – евреев из академических кругов Израиля.
  4. Наконец, отчетливо напрашивается сопоставление этой находки с жертвенником Йеошуа бин-Нуна, о котором говорится в Торе и в первой книге Пророков – в книге Йеошуа. Здесь, правда, не найдено никаких письмен, печаток или чего-то в таком роде, позволивших бы это утверждать однозначно, потому могут сюда приспосабливаться и  разные другие версии.  Но датировка сразу по двум показателям – керамике и скарабеям (что существенно подтверждает ее правомерность) очень хорошо увязывается именно с временами завоевания Эрец Исраэль, описанными в Священном  Писании.
  5. Да и сами скарабеи – безусловно египетского происхождения – тоже как-то совсем  бы  были здесь ни к месту; просто непонятно было б, откуда они здесь взялись, если б мы не не знали об исходе евреев из Египта, бывшем незадолго до того.  То есть, и здесь Тора и археология вполне  совпадают и поддерживают друг друга. .
  6. И еще (как дополнение к п.4) – жертвенник построен из абсолютно неотесанных, естественных камней (см. фото), что отчетливо перекликается: (а) с указанным в Торе запретом использовать железные орудия для их обработки; и (б) исполнением этого указания, прописанном в книге Йеошуа. (см. выделенные места в нижеприведенных цитатах из этих книг).  И тут совпадение со Священным Писанием абсолютное и безусловное.
  7. Наконец, еще одна, на первый взгляд странная  деталь: этот жертвенник не был уничтожен – ни человеком, ни многими веками времени, потому что  он был скрыт от посторонних глаз и от природных сил – засыпан грудой камней. И совершенно ясно, что это как раз осуществлено сознательно (обычные археологические памятники скрыты под естественно накапливающимися над ними продуктами жизнедеятельности многих поколений людей, но к данному случаю такой естественный процесс никак не приложим).  Кому и для чего понадобилось осуществить это – совсем не такое уж легкое – деяние?  Ответ, очевидно, заложен в еврейских традициях, точнее – в еврейском монотеизме.  Сакральные вещи, скажем свитки Торы, евреи в принципе никогда не уничтожают – это было бы святотатством, поношением имени того, кто наверху.  Но любые вещи, в том числе и свитки Торы, когда-нибудь ветшают, приходят в негодность, перестают быть годными  для исполнения их функций. Тогда их или упрятывают в специально отведенное для этого помещение – где-нибудь на чердаке или в подвале, где они могут лежать веками и даже тысячелетиями, или же хоронят их как людей – закладыванием в скальной нише или закапыванием в земле Вот так, очевидно, евреи поступили и с жертвенником, когда отпала в нем надобность – когда жертвоприношения были перенесены в первую столицу еврейского народа – в Шило. Оставить его в открытую – на поношение и поругание язычникам – они не могли, но также и не могли разобрать его собственными руками – это же равносильно уничтожению. Потому его и похоронили под грудой камней. Таким образом, вот еще одно подтверждение  "еврейскости" этого археологического объекта, и, одновременно, святости его в еврейском, монотеистическом сознании.

Ну а какова реакция отрицателей «библейских сказочек»? Что они противопоставили этой находке? Оказывается – ничего, кроме замалчивания ее. Сначала посыпались обвинения в в том, что исследователь  ангажирован, необъективен, работает под библейскую идею, а когда этот номер не прошел, просто ушли в глухую молчанку. Об этом поведал Д.Хазони, о котором уже упоминалось выше: «Зерталь, уроженец киббуца Эйн-Шемер, принадлежащего к левому идеологическому движению «Ха-Шомер ха-цаир», был потрясен этими обвинениями и еще больше – густым молчанием, которое воцарилось после того, как первые, взволнованные отклики на самарийскую сенсацию утихли»

8. Завершение
и с обсуждением некоторого противоречия к п.7

Итак, все выше перечисленные свидетельства бьют в одну точку и, подкрепляя друг друга, делают наиболее убедительной именно приведенную интерпретацию данного археологического памятника.

Одно несоответствия с Торой (только одно!) – неувязка с горой Гризим, нахождение жертвенника вне ее видимости, на противоположном склоне горы Эйваль,  может объясняться разными способами. Например, тем, что г. Гризим с течением времени «переехала», то есть, что горою Гризим во времена завоевания Эрец Исраэль называлась не та, что нынче, а та, которая находится напротив жертвенника. Это даже представляется более логичным, т.к. Шхем существовал уже и в те времена, и тогда он тоже был населен еврейскими врагами, пусть не арабами, но кнаанеями. И мало похоже, что б Моше повелел Йеошуа сразу после перехода через Иордан, еще до изгнания  или уничтожения врагов, строить жертвенник прямо над их головами.

Могут быть и другие объяснения, но независимо от их степени убедительности, в любом случае вышеприведенные доводы безусловно и сильно перевешивают это одно-единственное  несоответствие. Ибо все остальное очень явственно подтверждает не только прямое появление еврейского народа в этих местах в те давние времена (в пику всем злопыхателям-отвергателям – как арабским, так и светско-израильским), но так же и то, что ни Тора, ни Мишна, не выдуманы людьми в значительно более поздние времена, а являются именно тем, чем они себя и объявляют – прямыми документами, полученными от Вс-вышнего на горе Синай.

Религиозным евреям это доказывать и объяснять не надо, но вот для светских, а так же колеблющихся, такое подтверждение Священного Писания конкретным археологическим фактом совсем не повредит. А у противников оно вышибает из рук один из видов их "оружия".

Впрочем, и религиозным, я думаю, тоже польза от этой информации должна быть вполне явственной – ею еще раз доказывается, что Наука и  Тора друг другу не противоречат. Аналогичная позиция уже развивалась здесь мною относительно физики (см. здесь) и относительно геологии вместе с космологией (см. развернутую статью, или это же в тезисном виде). Там речь шла о снятии кажущихся противоречий между верой в Творца и разными естественными науками,  а вот в этой статье к перечню тех наук подключается так же история с прямым, документальным свидетельством истинности  Торы, ТаНаХа (книги Йошуа) и Мишны.

9. Иллюстрации по жертвеннику.

Жертвенник – реконструкция.

Жертвенник, вид с торца (с юго-востока). Вершина г. Эйваль – слева. Ясно видно, что боковой кевиш (ближайший) ниже центрального (более дальнего) и выводит он, соответственно, на более низкий уровень – на нижнее основание двухступенчатой пирамидки.

Жертвенник. Вид со стороны кевишей (пандусов), от вершины г.Эйваль. Видно, что и центральный кевиш тоже разноуровенный по его длине. Боковые, пониженные его части выводят на тот же нижний уровень центральной части жертвенника, что и боковые кевиши.

Жертвенник. Внутренняя часть, вид с торца (в сторону юга). Вершина г.Эйваль будет справа, а слева – спуск в долину.

Жертвенник. Внутренняя часть с другой стороны. г.Эйваль – слева

Жертвенник. Вид со средней дистанции. Хорошо различимы: центральный кевиш (в левой видимой части жертвенника) и боковой правый кевиш. Боковой левый кевиш закрыт центральным кевишем, как более высоким.

Жертвенник. Вид с дальней дистанции – из-под вершины г.Эйваль

10. Цитаты из обсуждаемых книг
(Выделения цветом – мои. Прописанноге здесь курсивом – тоже от меня. БЛ)

Тора, книга ШМОТ, глава 20 

   /19/ И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: "ТАК СКАЖИ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ: ВИДЕЛИ ВЫ, ЧТО С НЕБЕС Я ГОВОРИЛ С ВАМИ. /20/ НЕ ДЕЛАЙТЕ ПРИ МНЕ БОГОВ СЕРЕБРЯНЫХ, И БОГОВ ЗОЛОТЫХ НЕ ДЕЛАЙТЕ СЕБЕ. /21/ ЖЕРТВЕННИК НА ЗЕМЛЕ СДЕЛАЙ МНЕ, И ПРИНОСИ НА НЕМ ЖЕРТВЫ ВСЕСОЖЖЕНИЯ И МИРНЫЕ ЖЕРТВЫ ТВОИ, МЕЛКИЙ И КРУПНЫЙ СКОТ; ВО ВСЯКОМ МЕСТЕ, ГДЕ Я РАЗРЕШУ УПОМИНАТЬ ИМЯ МОЕ, Я ПРИДУ К ТЕБЕ И БЛАГОСЛОВЛЮ ТЕБЯ. /22/ А КОГДА ТЫ МНЕ БУДЕШЬ ДЕЛАТЬ ЖЕРТВЕННИК ИЗ КАМНЕЙ, НЕ КЛАДИ ИХ ОБТЕСАННЫМИ, ДАБЫ НЕ ЗАНЕС ТЫ НАД НИМИ ЖЕЛЕЗО И НЕ ОСКВЕРНИЛ ИХ. /23/ И НЕ ВОСХОДИ ПО СТУПЕНЯМ НА ЖЕРТВЕННИК МОЙ, ЧТОБЫ НЕ ОТКРЫЛАСЬ НАГОТА ТВОЯ НА НЕМ

Стоит подчеркнуть две обязательные детали в строении жертвенника, который в этих строках предписывается евреям построить: 1. необработанность, неотесанность камней, 2. отсутствие ступенчатых лестниц – подъем должен быть только по пологим пандусам. И обе эти детали мы непосредственно наблюдаем в указанном археологическом памятнике.

Тора, книга Дварим, глава 11.
/29/ И ВОТ, КОГДА ПРИВЕДЕТ ТЕБЯ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, В СТРАНУ, В КОТОРУЮ ТЫ ВСТУПАЕШЬ, ЧТОБЫ ОВЛАДЕТЬ ЕЮ, ТО ДАШЬ БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ГОРЕ ГРИЗИМ, А ПРОКЛЯТИЕ НА ГОРЕ ЭЙВАЛЬ – /30/ ОНИ ЗА ИОРДАНОМ, ПО ДОРОГЕ К ЗАХОДУ СОЛНЦА, В СТРАНЕ КНААНЕЕВ, ЖИВУЩИХ В СТЕПИ НАПРОТИВ ГИЛЬГАЛЯ, ВОЗЛЕ ЭЛОНЕЙ-МОРЭ. /31/ ИБО ВЫ ПЕРЕХОДИТЕ ИОРДАН, ЧТОБЫ ПРИЙТИ И ОВЛАДЕТЬ СТРАНОЙ, КОТОРУЮ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ВАШ, ДАЕТ ВАМ, И ОВЛАДЕЕТЕ ВЫ ЕЮ, И ПОСЕЛИТЕСЬ В НЕЙ. /32/ И СТРОГО ИСПОЛНЯЙТЕ ВСЕ УСТАНОВЛЕНИЯ И ЗАКОНЫ, КОТОРЫЕ Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ СЕГОДНЯ.

Тора, книга Дварим, глава 27
/1/ И ПОВЕЛЕЛ МОШЕ И СТАРЕЙШИНЫ ИЗРАИЛЯ НАРОДУ, ГОВОРЯ: СОБЛЮДАЙ ВСЕ ЗАПОВЕДИ ЭТИ, КОТОРЫЕ Я ЗАПОВЕДУЮ ВАМ СЕГОДНЯ. /2/ И БУДЕТ, В ТОТ ДЕНЬ, КОГДА ПЕРЕЙДЕТЕ ВЫ ЧЕРЕЗ ИОРДАН В СТРАНУ, КОТОРУЮ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ, ПОСТАВЬ СЕБЕ КАМНИ БОЛЬШИЕ И ПОКРОЙ ИХ ИЗВЕСТЬЮ. /3/ И НАПИШИ НА НИХ ВСЕ СЛОВА УЧЕНИЯ ЭТОГО, КОГДА ПЕРЕЙДЕШЬ ТЫ, ЧТОБЫ ВСТУПИЛ ТЫ В СТРАНУ, КОТОРУЮ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ, СТРАНУ, ТЕКУЩУЮ МОЛОКОМ И МЕДОМ, КАК ОБЕЩАЛ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ОТЦОВ ТВОИХ, ТЕБЕ. /4/ И БУДЕТ, КОГДА ПЕРЕЙДЕТЕ ВЫ ИОРДАН, ПОСТАВЬТЕ КАМНИ ЭТИ, КАК Я ПОВЕЛЕВАЮ ВАМ СЕГОДНЯ, НА ГОРЕ ЭЙВАЛЬ, И ПОКРОЙ ИХ ИЗВЕСТЬЮ. /5/ И ПОСТРОЙ ТАМ ЖЕРТВЕННИК БОГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ТВОЕМУ, ЖЕРТВЕННИК КАМЕННЫЙ, НЕ ПОДНИМАЙ НА НИХ ЖЕЛЕЗО. /6/ ИЗ ЦЕЛЬНЫХ КАМНЕЙ ПОСТРОЙ ЖЕРТВЕННИК БОГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ТВОЕМУ, И ПРИНОСИ НА НЕМ ЖЕРТВЫ ВСЕСОЖЖЕНИЯ БОГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ТВОЕМУ. /7/ И ПРИНОСИ МИРНЫЕ ЖЕРТВЫ, И ЕШЬ ТАМ, И РАДУЙСЯ ПРЕД БОГОМ, ВСЕСИЛЬНЫМ ТВОИМ. /8/ И НАПИШИ НА ТЕХ КАМНЯХ ВСЕ СЛОВА УЧЕНИЯ ЭТОГО ОЧЕНЬ ЯСНО.

Здесь кроме уже подчеркнутого выше запрета на обработку камней, слагающих жертвенник, появилась еще одна характерная деталь – предложение не только приносить жертвы, но радоваться и есть их (конкретней – то, что остается после сожжения необходимых частей туш). Данное указание, как видно из описанного в статье, евреи ревностно  исполняли. И археологические раскопки однозначно подтверждают этот факт.

Тора, книга Дварим, глава 27
/11/ И ПОВЕЛЕЛ МОШЕ НАРОДУ В ТОТ ДЕНЬ, ГОВОРЯ: /12/ ЭТИ БУДУТ СТОЯТЬ И БЛАГОСЛОВЛЯТЬ НАРОД НА ГОРЕ ГРИЗИМ, КОГДА ПЕРЕЙДЕТЕ ВЫ ЧЕРЕЗ ИОРДАН: ШИМОН, И ЛЕВИ, И ЙЕhУДА, И ИСАХАР, И ЙОСЕФ, И БИНЬЯМИН. /13/ А ЭТИ ДОЛЖНЫ БУДУТ СТОЯТЬ И ПРОКЛИНАТЬ НА ГОРЕ ЭЙВАЛЬ: РЕУВЕН, ГАД, И АШЕР, И ЗВУЛУН, ДАН, И НАФТАЛИ. /14/ И ВОЗГЛАСЯТ ЛЕВИТЫ, И СКАЖУТ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ИЗРАИЛЕ ГРОМКИМ ГОЛОСОМ:
/15/ "ПРОКЛЯТ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СДЕЛАЕТ ИЗВАЯНИЕ И ЛИТОГО КУМИРА, МЕРЗОСТЬ ПРЕД БОГОМ, ИЗДЕЛИЕ РУК МАСТЕРА, И ПОСТАВИТ ТАЙНО!". И ВОЗГЛАСИТ ВЕСЬ НАРОД, И СКАЖЕТ: "АМЕН!".
/16/ "ПРОКЛЯТ ПОЗОРЯЩИЙ ОТЦА СВОЕГО И МАТЬ СВОЮ!". И СКАЖЕТ ВЕСЬ НАРОД: "АМЕН!".
/17/ "ПРОКЛЯТ ПЕРЕДВИГАЮЩИЙ МЕЖУ БЛИЖНЕГО СВОЕГО!". И СКАЖЕТ ВЕСЬ НАРОД: "АМЕН!".
/18/ "ПРОКЛЯТ СБИВАЮЩИЙ СЛЕПОГО С ПУТИ!". И СКАЖЕТ ВЕСЬ НАРОД: "АМЕН!".
/19/ "ПРОКЛЯТ ИСКАЖАЮЩИЙ ЗАКОН ДЛЯ ПРИШЕЛЬЦА, СИРОТЫ И ВДОВЫ!". И СКАЖЕТ ВЕСЬ НАРОД: "АМЕН!". /20/ "ПРОКЛЯТ ЛОЖАЩИЙСЯ С ЖЕНОЙ ОТЦА СВОЕГО ЗА ТО, ЧТО ОТКРЫЛ ОН НАГОТУ ОТЦА СВОЕГО!". И СКАЖЕТ ВЕСЬ НАРОД: "АМЕН!".
/21/ "ПРОКЛЯТ ЛОЖАЩИЙСЯ С КАКИМ-ЛИБО СКОТОМ!". И СКАЖЕТ ВЕСЬ НАРОД: "АМЕН!".
/22/ "ПРОКЛЯТ ЛОЖАЩИЙСЯ С СЕСТРОЙ СВОЕЙ, ДОЧЕРЬЮ ОТЦА СВОЕГО ИЛИ ДОЧЕРЬЮ МАТЕРИ СВОЕЙ!". И СКАЖЕТ ВЕСЬ НАРОД: "АМЕН!".
/23/ "ПРОКЛЯТ ЛОЖАЩИЙСЯ С ТЕЩЕЙ СВОЕЙ!". И СКАЖЕТ ВЕСЬ НАРОД: "АМЕН!".
/24/ "ПРОКЛЯТ УБИВАЮЩИЙ БЛИЖНЕГО СВОЕГО ТАЙНО!". И СКАЖЕТ ВЕСЬ НАРОД: "АМЕН!".
/25/ "ПРОКЛЯТ БЕРУЩИЙ МЗДУ, ЧТОБЫ ПОГУБИТЬ ЧЕЛОВЕКА, ПРОЛИТЬ КРОВЬ НЕВИННОГО!". И СКАЖЕТ ВЕСЬ НАРОД: "АМЕН!".
/26/ "ПРОКЛЯТ ТОТ, КТО НЕ ВЫПОЛНИТ СЛОВ УЧЕНИЯ ЭТОГО И НЕ ИСПОЛНИТ ИХ!". И СКАЖЕТ ВЕСЬ НАРОД: "АМЕН!".

Пророки, Книга Йеошуа, глава 8
(30) Тогда устроил Йеошуа жертвенник Г-споду, Б-гу Исраэйля, на горе Эйвал, (31) Как заповедал Моше, раб Г-сподень, сынам Исраэйля, согласно написанному в книге Торат Моше, – жертвенник из камней цельных, на которые не поднимали железа; и принесли на нем всесожжение Г-споду, и принесли жертвы мирные. (32) И написал он там на камнях Мишнэй Тора (список с закона) Моше, который написал он пред сынами Исраэйля. (33) А весь Исраэйль, и старейшины его, и надсмотрщики, и судьи его стали с той и с другой стороны ковчега против священников-лейвитов, носящих ковчег завета Г-сподня, и пришелец, и коренной житель – половина их против горы Геризим, а другая половина их против горы Эйвал, – как повелел Моше, раб Г-сподень, чтобы прежде (всего) благословить народ. (34) А затем прочитал он все слова Торы, благословение и проклятие, все, как написано в книге Торы. (35) Не было ни слова из всего, что заповедал Моше, чего бы не прочитал Йеошуа пред всем обществом Исраэйля, пред женами, и детьми, и пришельцами, находившимися среди них.

11.Приложения:

а.  Информация  об организаторах

Все изложенное выше  не является моей индивидуальной наработкой, потому следует особо подчеркнуть источники информации.

Организовала эту поездку амута (общественная организация) «Место встречи», контакт с которой возможен через ее сайт  http://mesto.org.il/ , где дается информация о всех их мероприятиях и связях по поводу них. По данной экскурсии на их сайте есть конкеретный репортаж- см. http://mesto.org.il/2010-10-11-19-05-31/2010-10-10-06-39-52/reports/541-eyvalsum , посвященный, как и положено жанру репортажей, всей экскурсии в целом и общем, тогда как здесь внимание заглублено на один ее объект.  Отличительной обсбенностью этой организации является умение подобрать для своих экскурсий не просто квалифицированных гидов, а людей, глубоко разбирающихся в исторических вопросах, проблемах и спорах, включая сюда и современную историю, т.е. реальную жизнь нынешних народов и ситуации последних времен. Что весьма немаловажно, т.к. земля Израиля это не только трех-с-лишком-тысячелетняя история, но и история, творящаяся прямо на наших глазах.
Кстати говоря, в этом блоге ранее я уже использовал сведения о жизни современного Йерушалаима, почерпнутые мною в одной из таких экскурсий  от гида Ицхака Фишелевича, очень хорошего знатока нашего города (см.здесь  статью с описанием и фотографиями еврейского дома в арабском селении Восточного Иерусалима).
А описанной экскурсией руководил Миша Эзер, живущий в Шомроне не один десяток лет и знающий эти территории просто как свой двор в поселении Карней-Шомрон.  Пару-тройку лет назад мне доводилось участвовать в проводимых им (и им же самим организованных) пеших переходах по Шомрону (Самарии), тоже немало познавательных. И здесь вот – новые сведения от него же. Фактический материал в п.п.5-8 – практически полностью от него.  Мое там – только изложение (переложение), некоторое осмысление и сравнения, да определенная систематизация материала.
Его координаты для  связи с ним  – mangupli.livejournal.com  или   ezer-m@inter.net.il

б. Дополнительная  информация по источникам (вставлено 14.04.2010).

После написания и выставления в блог этого материала была обнаружена  в сети статья самого А. Зерталя  в переводе на русский на блоге mendeleyev по линку  http://mendeleyev.radiushosting.ru/?p=34 . Там же указан и адрес ивритского оригинала, с которого сделан перевод –  http://www.hayadan.org.il/go-to-eival-mt-sais-zertal-111199/ ссылка Статья – конкретно об этом открытии, исходно опубликована в газете "hа-арец"  в  полемике с  археологом из когорты  отрицателей историчности Торы и ТаНаХа.

в. Дополнительные фотографии с экскурсии
полный объем которой состоял из трех независимых групп на трех автобусах и боевого сопровождения на двух или более джипах (плюс по одному солдату в каждом автобусе), ввиду действительной опасности пребывания гражданских израильтян в тех местах.

Передний план – склоны горы Эйваль, второй план – г. Гризим. Внизу просматривается часть Шхема.

Наше боевое охранение.

Боевое охранение на марше.

Наш гид Миша Эзер.
Здесь (относительно этого снимка) жертвенник и верхняя часть горы Эйваль – сзади, а Миша тут ведет речь о еще более древней части еврейской истории – об эпохе праотцов, о путях их продвижения в Святую Землю. И попутно Миша рассказывает о нынешних еврейских поселениях в округе. (Об этой части экскурсии можно более детально узнать из указанного выше репортажа на сайте организации "Место встречи")

Солдатам тоже интересно послушать об истории.

След из мелового периода. Ничего себе?!
(Это уже мое личное маленькое открытие в этой поездке. Записная книжка размером 9х13 см положена для масштаба)

Вид Шхема между двух гор: Эйваль – слева, Гризим – справа.
(По дороге домой через окно автобуса – отсюда и невысокое качество…)

г. Пояснения по еврейским именам и названиям (перевод их христианско-светский лад).

  • ТаНаХ – у христиан: "Ветхий Завет" (Христиане каким-то образом увидели Священное Писание  как бы «обветшалым»…  Подробнее сопоставление и сравнение этих книг – еврейской и христианской – см. здесь в этом блоге)
  • Тора – у христиан: Пятикнижие Моисеево.
  • Дварим (последняя книга Торы) – у христиан: Второзаконие.
  • Шмот (вторая книга Торы) – у христиан: Исход
  • Книга Йеошуа (первая книга в сборнике "Пророки", второй части ТаНаХа) – у христиан: Книга Иисуса Навина.
  • Моше – у христиан:  Моисей
  • Йеошуа бин-Нун (в дословном переводе на русский – Йеошуа сын Нуна) – у христиан:  Иисус Навин
  • Мишна – исходная часть Талмуда, вместе с Гмарой (Гемарой) она и составляет Талмуд. Христианского обозначения не имеет.

—————————————————

Запись опубликована в рубрике 2. ...и евреи есть тоже! с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

6 комментариев на «Тора и Талмуд подтверждаются археологией»

    • Ber говорит:

      Завидная оперативность у данного комментатора – не успела появиться в сети лево-археологическая статья с отрицанием иудейского наследия, как, глянь, он уже подбросил ссылочку на нее. Ну, а по второй его отсылке я лазить просто и не собираюсь – жаль времени. Обо всех этих баталиях известно давно, и “отсутствие царства Давида” муссируется теми отрицателями постоянно и громогласно. А когда вдруг находят четкий археологический документ с указанием на это царское имя, тут же они и замельтешили – а. это, мол, не тот, не библейский Давид. И примеров таких выкрутасов – множество. В том числе и замалчивание открытий, прямо подтверждающих библейские факты, о чем непосредственно говорится в данной статье, как раз по поводу описанного в ней открытия жертвенника Йеошуа.

      К сожалению, профессура израильских университетов (естественно, включая и археологов) страдает явным коммунистическим уклоном, потому их хлебом не корми, дай попинать и Тору, и остальной ТаНаХ. А финансирование археологических раскопок (кстати говоря, очень и очень недешевых) проходит именно через их рука, так что понятны упреки археологов другого мировоззрения (имеющих существенно меньший вес в распределении финансов) , что выбор мест раскопок в Святой Земле сильно тенденциозен и имеет резко левый уклон.

      Таким образом , утверждение Зеэва Герцога, что Израиль уже весь ими перекопан, припахивает ложью. Более того – Храмовая гора, где более всего можно было ожидать информации о тех временах, полностью отдана на откуп арабам. С разрешения тогдашнего левого правительства (Эхуд Барак) арабы провели там громаднейшие земляные работы по увеличению площади их мечети Аль-Акса и без всякого контроля со стороны израильских археологов, что с очевидностью является прямым поощрением левого руководства археологической службой Израиля на уничтожение всего, что может подтвердить иудаистские писания.. Что там эти арабы понаходили и что поуничтожали навсегда теперь останется покрыто мраком. Им, ясное дело, заведомо не нужны были доказательства исторического владения евреями этим Святым местом..  Ну и нашим левым силам, очевидно, тоже. Вот и потирают руки – мол, врет все Библия, и баста.

      • Василий Абарбанель говорит:

        Да нет, просто подвернулась, вот я её и кинул. Просто есть разные мнения, и археологические находки интерпретируются точно так же в пользу той или иной
        позиции.
        И при чём тут “левые”?
        Кстати, вот цитата из линка, который вы поместилии в вашу статью:
        «Такие понятия, как “защита” или “подтверждение” Библии… абсолютно не применимы к археологии. Нуждается ли религия в защите? Можно ли доказать библейские истины? Какое все это может иметь отношение к вере?.. Не поддаются измерению материальные ресурсы и энергия человечества, впустую растраченные на такие проекты, как поиск Ноева ковчега на горе Арарат, могилы Моисея на горе Нево, остатков фараонова воинства в Красном море или разрушенных Содома и Гоморры – в Мертвом. Все эти безумные проекты были движимы иррациональной верой в возможность научного доказательства библейских истин».
        С точки зрения Бен-Тора и его единомышленников, археология не может иметь значения для исторического и национального самосознания; само обсуждение связанных с этим вопросов воспринимается ими как посягательство на профессиональную этику археологов. Стремление подтвердить правдивость сообщаемых Писанием исторических фактов является, по мнению Бен-Тора, «первейшим грехом библейской археологии»

        • Ber говорит:

          Дубинки объемнейших цитат – метод начетчиков, и  в спорах имеет нулевую ценность. Мало ли, кто и что вещает из своих личных или даже своекорыстных целей и установок?

          Об отношении Веры к археологическим находкам сказано в самой статье и повторяться я не настроен.

          На вопрос «И при чём тут "левые"?» также имеются ответы и в самой статье и в моем предыдущем ответе. Если непонятно, сдублирую еще раз: им очень важно утвердить свою идеологию и доказать, что религия базируется на сказочках – утвердить любыми путями, вплоть до вранья, подтасовок, замалчиваний и т.д. Доказательства тому см. здесь – Наука и религия – кто кого?,   Атеизм о вере –  приемы полемики. Там, правда речь идет об атеистах постсоветского пространства, без ясно выраженной политической идеологи, но вот в Израиле академическая и армейская верхушки – атеисты откровенно левого уклона. Ну, и по методам они не отличаются от постсоветских атеистов

  1. Benjamin Ner говорит:

    Пора бы свести подобного рода аргументы в систему доказательств и преподовать её с ясельного возраста.

  2. http-mendeleyev-ya-ru говорит:

    Спасибо за интересную статью и конечно спасибо за ссылку на мой блог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *