Давно мы тут ждем дождей – осень была совершенно сухая и очень теплая, только немного прохладней летней жары. Наконец, по прогнозам синоптиков к зиме как будто бы и дождались, но… Дожди (а на горах и снег) свалились только на север страны, а в центральных районах дождички минимальные – лишь кое-где немного покапало. Зато сильнейшие ветра – вплоть до бури с высотой волн до 10 м и бедствующими судами у входа в порты (а одно уже и затонуло, кажется, украинско-молдавское, но экипаж-то спасен).
И, что совершенно неожиданно , навалился сильный хамсин. Таковой более естественно выглядит в летнее время, а тут вот посреди зимы сплошная пылевая завеса – временами за километр уже видимости нет, плюс на зубах похрустывает, плюс слой пыли на поручнях, баллюстрадах и т.д., машины утром – все как пятнистые гиены, пестрые от следов высохших капель с пылью (вот кому-то даже в радость – автомойкам, например). Отсюда же проблемы в аэропортах, и с электроснабжением (разрывы в сети от поваленных деревьев, которых только в районе Тель-Авива сотни), ну и т.д.
Не шибко везет что-то в последнее время Израилю со стороны природы – буквально: из огня да в пЫлымя. Из только что отшумевшего страшного пожара на Кармеле – да в пыльную, и к тому ж холодную, бурю.
Ну ладно, переживем и это – не такая уж страшная проблема.
* * *
А вот в политической сфере какая-то полярная ситуация. Внешняя и внутренняя политические ситуации оказались в совершенно разной степени напряженности.
Во внешней политике вдруг наступило затишье, и как будто бы в пользу Израиля. В пользу – потому что общемировой навал на Израиль, похоже, сменяется более взвешенным подходом, в котором как обвинения (в провале мирных переговоров), так и призывы (к их возобновлению) вроде бы уже равновесно распределены между Израилем и Палестиной, и такое наблюдается, кажется, впервые. До того общемировой футбол обстреливал исключительно наши ворота. Похоже, результаты стойкости Неттаниягу ( см. в предыдущей статье – http://berlev.info/?p=701) уже дают первые плоды. Впрочем указывается так же и некоторая, как бы противоположная, тенденция : сначала Бразилия, а на днях вслед за ней и Аргентина, заявили о признании де-юре государства Палестина – государства, несуществующего де-факто. Что, в принципе, может быть использовано палестинскими деятелями для прокачки аналогичного вопроса через ООН – о таком же международном признании (а может и даже прямо устроено с такой целью). Впрочем, есть и определенные сомнения в их действительном желании такого ООНовского признания. Все это очень похоже на блеф с одной целью – поугрожать неуступчивому Израилю.
С одной стороны, указанный демарш Бразилии и Аргентины как будто бы смотрится плевком в нашу сторону. Но если копнуть вглубь, то оказывается, что в решениях этих стран есть достаточно четкие оговорки – об обязательности зафиксированного израильско-палестинского соглашения о принимаемых обеими сторонами границах и еще каких-то других договоренностей. И, вроде бы, без таких вот обоюдных согласий данные постановления силы не имеют. Ну, а такие оговорки для палестинских лидеров нож вострый – им никак не хочется приходить ни к какому соглашению, их определенно не устраивает никакой компромисс. Так что и этот южноамериканский демарш работает не исключительно в одну сторону, а в обе.
* * *
Но зато настоящая буря, параллельно природной, разразилась в Кнессете по совершенно внутреннему вопросу – вопросу об армейских гиюрах.
В Израиле насчитывается где-то 200-300 тысяч израильтян – не-евреев по hаллахе, получивших права на репатриацию как члены еврейских семей (в частности – дети и внуки отцов-евреев). Права политического и экономического плана у них абсолютно полные, но есть некоторое ущемление в паре-тройке гражданских прав: 1. они не могут заключать браки в Израиле, т.к. здесь нет институции светских браков (зато юридически признаются ВСЕ браки, потому такие не-евреи отправляются регистрировать свои семейные отношения за рубеж и возвращаются в Израиль уже вполне полноценными супругами). 2. Их не хоронят на еврейских кладбищах – для них имеются несколько выделенных, нерелигиозных кладбищ в разных местах Израиля.
Указанные ограничения, естественно, снимаются с прошедших процесс гиюра, как полностью вступивших в еврейское общество потомков наших праотцов. Всем известно, что наиболее легко пройти гиюр, находясь на службе в армии – там это просто поощряется и имеются довольно значительные послабления в самом процессе прохождения. Но до сих пор вообще верховным органом, визирующим все гиюры был Главный Раввинат, что вполне естественно, ведь гиюр это чисто религиозный процесс – человек должен быть принят не в еврейское государство (членом которого он и так является), а в еврейскую религиозную общину.
Светское русскоязычное еврейство уже давно борется с «религиозным засильем», в надежде, когда-нибудь вообще отодвинуть религиозных собратьев подальше от любых дел, кроме их внутренних , т.е. внутриобщинных. Но пока что борьба (игра) идет по мелким ставкам.
Вот сейчас в правой коалиции Кнессета (скорее – более центристской, но с участием правого крыла, включая и религиозные партии) ее светскими партиями – НДИ и Ликудом – проталкивается закон о выводе армейских гиюров из под юрисдикции Главного Раввината, о передаче их полностью и со всеми потрохами в ведение Главного Раввина армии. Чему, естественно, резко противятся религиозные партии в Кнессете – все как одна.
Посмотреть, послушать эту грызню – сплошное удовольствие, хотя и оно тоже не очень-то крупного масштаба. Русское радио забито выступлениями наших депутатов твердящих одно и тоже: 1. Об ущемлении прав наших соотечественников, защищающих…, строящих…, рожающих… и т.д.; 2. Почему это армейский раввинат не может принимать окончательное решение по своим гиюрам? Он, что – менее религиозен? 3. И вообще, гиюры – это дело государственное, а не религиозное и давно пора государству взять его под свой контроль. 4. (и главное в их выступлениях) – противодействие принятию этого закона – это происки Главного Раввината и партии Шас (наиболее многочисленная из религиозных партий в Кнессете – партия сефардских евреев), не желающих делиться властью.
Комментировать эти выступления мне не хочется. Их противоречия сами в глаза бросаются. Да и не может быть иного (т.е. без противоречий), когда люди – пусть даже депутаты – берутся обсуждать те сферы, в которых мало что смыслят.
Пожалуй, отметить можно только одно – до сих пор вообще никаких проблем с армейскими гиюрами не возникало. Вообще в таком сложном деле совершенно тихого спокойствия, конечно, быть не может. И время от времени возникают некоторые скандалы по вопросу полноценности тех или иных гиюров, бывает, ставятся под сомнение гиюры проведенные каким-т о равом и т.д. Но до сих пор я слышал только о конкретных именах, но никак не о массовых армейских гиюрах. То есть, к армейским гиюрам Главный Раввинат никак не прикапывался. Так что нынешняя буря – это буря в стакане воды, базы под собой не имеющая. Точнее, в ней можно увидеть некоторую попытку создать первый прецедент, что бы дальше больше и больше усиливать откусывание тех или иных сфер, подведомственных Главному Раввинату. В данном случае, с опорой на то, что армейский Главный Раввин – должность номенклатурная, подчиненная Генеральному штабу и ею, таким образом, можно легко управлять. Иначе говоря, развертывается наступление светских евреев на религиозную сферу. Что ж посмотрим – чья возьмет.
И это – еще один пример к вопросу о взаимоотношениях разных еврейских общин друг с другом и со светскими структурами. Уже отмечалось ( http://berlev.info/?page_id=664 – в ответе на вопрос о взаимоотношениях главных раввинов) и демонстрировалось на конкретном примере (см. http://berlev.info/?p=682 ) полярное отличие в этих взаимоотношениях – отсутствие вражды между разными еврейскими общинами, и прямое проявление такой враждебности со стороны светских структур. В точности то же самое мы видим и здесь.
Добавление.
Некоторое продолжение этой темы об армейских гиюрах см. в более поздней публиказии