Вопрос-Ответ (об иудаизме и еврейской жизни в Израиле.)

Еврейских сайтов по иудаизму много, и очень хороших, но большинство из них все же ориентированы на как-то подготовленную публику. А начинающим путь в иудаизм, или только подумывающим об этом, не так просто найти что-то для себя подходящее.
Кроме того, еврейской жизнью могут интересоваться люди вообще без кровной связи с еврейством. Их стремление узнать о жизни евреев побольше надо бы только приветствовать, ибо отсутствие таких вот знаний – хорошая питательная среда для антисемитизма.
Все такие виды любопытства и любознательности я постараюсь удовлетворить на данной странице в меру своей подготовленности и наличия времени.
Эта страничка настроена на краткие вопросы-ответы, что б был возможен их общий просмотр. При необходимости более развернутых ответов они будут размещаться в соответствующих категориях рубрики Записи (Разделы), а здесь будет дана необходимая отсылка.

Search the FAQ:

Правильно ли устанавливать соответствие христианских и иудейских имен через их соответствие в текстах Ветхого завета и ТАНАХа? Спасибо.
Mar. 26, 2017 by Леонид, Израиль
Вопрос непонятен. Что вообще Вы имеете в виду под "правильной установкой соответствия"? Христианская озвучка имен библейских персонажей НЕ СООТВЕТСТВУЕТ их звучанию на исходном языке. Об этом сказано, здесь в статье "Чем отличается Тора от Ветхого завета?" (адрес http://berlev.info/?p=692). Конкретно смотреть в ней пункт 4. Сказано там об этом хоть и вкратце, но с примерами.
Или Вы о чем-то ином? Уточните тогда свой вопрос, расшифруйте его поконкретней.

Добрый день. Очень интересует тема о Каббале. Подруга, изучающая много лет Каббалу говорит, что в Тору нельзя воспринимать буквально и что все, что написано в Торе вообще не говорит о нашем физическом мире, а о Духовном и Тора дает полное руководство, как человеку нужно пройти этот путь. Очень хотелось бы услышать ваше мнение по этой теме. С уважением, Анжела
Jul. 4, 2016
Нет, извините, но я не даю советов по темам, вне моей компетенции. Каббала - слишком серьезная вещь, и к ней стоит подступаться только в полном всеоружии, при отличном знании Талмуда и комментариев наших мудрецов разных эпох. Мой уровень изучения сейчас именно этот.
Впрочем, существуют какие-то варианты упрощенной каббалы - наберите в поисковике Лайтман (это их гуру - таких вот каббалистов по верхам) и получите там просимое. Если оно Вас устроит.
И еще - мнение Вашей подруги не совпадает с позицией иудаизма по этому вопросу, причем, сильно не совпадает.

Ув. рав, я слышала от некоторых харедим, что сионистам совершенно не полагается благодарность, что они слова доброго не стоят. Это верно? неужели с позиции Торы сионисты не заслуживают никакой благодарности? Я знаю, что сионисты виновны во многих преступлениях против Торы, но ведь они создали "дом" в Эрец Исраэль для всего нашего народа, они жизни свои отдавали ради счастья своего народа (хотя их понимание счастья несколько расходится с нашим), разве этого мало? это все не заслуживает благодарности?
Jul. 26, 2015
Вопрос непростой, как непрост вообще иудаизм. В нем много разных направлений и в этом вопросе есть целый спектр мнений. Два противоположных полюса: нетурей карта, которые просто против самого государства Израиль, и, соответственно, сионизм по их пониманию - просто зло, и другой полюс - религиозные сионисты, совмещающие эти два понятия. Харедим, которых Вы имеете в виду находятся между этими полюсами, и тоже не однородны - есть разные отношения к сионизму. Например, хабадники ( а это безусловно часть харедим) вполне разделяют сионистские идеи. Ну и вообще-то в обыденной жизни я не вижу резкого противопоставления харедим (за исключением натурей карта) и религиозных сионистов.

Исходя из того, что евреи избраны Б-м, а миссионерство им не характерно, правильно ли считать, что нееврей не может стать иудеем? Спасибо.
Sep. 10, 2014
Ответил перед этим. Неправильно так считать. Нееврей может стать евреем , если захочет этого. Только ОЧЕНЬ И ИСКРЕННО захочет. И докажет полную искренность своего желания.

Исходя из того, что евреи Б-м избраны и не имеют целью миссионерство среди других народов, правильно ли считать, что стать иудеем нееврей попросту не может?
Sep. 10, 2014
Может. Но это нелегкий путь. Надо будет доказать, что имеется действительно полноценное желание влезть в вериги иудаизма, а не просто так за ради любопытства или желания уехать в Израиль. .И я знаю нескольких человек из неевреев ставших действительно настоящими иудеями. Подчеркиваю - я знаю НЕСКОЛЬКИХ ЧЕЛОВЕК, а не массы народов. Именно потому, что иудаизм в себя никого не тащит.

Сионизм это одна из разновидностей теории и практики наиболее агрессивных империалистических кругов, идеология крупной еврейской буржуазии, ставящая знак равенства между угнетёнными трудящимися Израиля и сионистами, их политическими врагами.Есть ли антисионистские движения и партии в Израиле, как сами трудящиеся-евреи относятся к сионистам?
Feb. 16, 2012 by Ingvar, Russie
Ага-ага! Сразу вспоминается: «Израильская военщина, / известная всему свету/ как мать говорю и как женщина / требую вас к ответу.» Вот ведь – ноль в ноль с засланным сюда вопросом. Герой песни Галича – классический образчик задуренного советского типажа. Автор вопроса, очевидно, типаж совершенно тот же, отличающийся от того разве лишь прилагательным: там – советский, а здесь - российский (да, впрочем, может то и это - все одно и то же?)
Ну, и в самом деле, большая часть его засыла - это списанное с какой-то советской агитки «определение» сионизма. Но вот трафаретные совковые лозунги в принципе не могут дать никакого полноценного определения - не для того предназначены, Их назначение – оболванивание населения и с этим они, как видно, неплохо справились. Для сравнения, вот противоположное определение, т.е. от другого лагеря: сионизм – это политическое движение за создание еврейского государства и обеспечение его выживания. Вот теперь, товарищ спрашивающий, и сравните его со своим – может и дойдет хоть сейчас, что определение (а) должно быть предельно конкретным и ясным, и (б) не должно основываться на охаивании или, напротив, восхвалении. Иначе получается как раз лживая агитка, а не определение.
Ну, с определением сионизма у данного товарища – тут все ясно. Но еще смешнее – с его вопросом. Ау, трудящиеся-евреи, откликнитесь: как вы боретесь с сионизмом? как организуете антисионистские партии, с целью начисто уничтожить свое собственное государство, или, как выражаются окружающие арабы, «сионистское образование»? Ибо иной цели у антисионизма быть не может по определению.
Похоже, товарищ вопрошающий, Вам лучше выйти с Вашим вопросом на мусульманские сайты – вот там, безусловно, обретете множество единомышленников, как среди трудящегося, так и нетрудящегося населения.
Впрочем, могу позолотить эту, горькую для Вас пилюлю и дать наводку на Вашего одномышленника - израильтянина (ну как же это нам обойтись без своих отщепенцев? – скучно было бы жить.) Загляните по ссылке «Изя Шамир как …» http://berlev.info/?p=1749 – там его и найдете. Сами тогда и решите, отнести ли его к трудящимся, или нет, но вот что он еврей и, по совместительству, борец с сионизмом – это уж точно. Правда, для обоснования своего неприятия сионизма ему пришлось наворотить гору лжи, ну да ведь и Вы в этом вопросе не слишком разборчивы – недаром же апеллируете к агиткам, круто замешанным на беспросветном вранье.

Браки, похороны: в какой степени задействована религия?
Mar. 7, 2011 by vern, -
Вопрос не очень понятен. Для религиозных все это проходит по иудейским канонам (оба эти акта в иудаизме очень и очень существенны). Светские же справляются сами, без таковой. О самих этих этапах тоже можно написать трактаты, но вот они а краткой выжимке, взятые на сайте http://druidgor.narod.ru/iudo/iudo01.html (Сайт отнюдь не еврейский, но выделил по разделу для разных религий и понатаскал туда материалы с разных мест. Материал по еврейским традициям взят им откуда-то с толкового еврейского ресурса)
Брачная церемония. Сначала происходит торжественное обручение (помолвка). Затем в субботу, предшествующую свадьбе, жениха приглашают в синагоге к чтению Торы (в реформистских общинах обычно не практикуется). Во время свадебной церемонии жених и невеста стоят под хуппой – балдахином (у реформистов так происходит не всегда). Стоя под хуппой, жених и невеста отпивают вино из одного бокала. Жених надевает кольцо на указательный палец невесты и произносит древнюю формулу, провозглашающую, что мужчина берет женщину в жены. Произносятся семь благословений во славу Бога (у реформистов одно). В память о разрушении Храма жених разбивает бокал, из которого он с невестой пил вино (в реформистских общинах этого не делают). Заключительное благословение принято у реформистов. В ортодоксальных общинах на церемонии также зачитывается брачный контракт (кетубба).
Погребальный ритуал. Перед смертью умирающий исповедуется. Родственники покойного надрывают на себе одежду (этот обычай распространен среди ортодоксов). В память умершего зажигают свечу. Тело умершего облачают в белый саван (у ортодоксов). Во время погребения читают «Каддиш», молитву, прославляющую Бога и выражающую готовность принять его волю. Глубокий траур длится неделю, в течение которой скорбящие не выходят из дому (у реформистов этот период короче). Скорбящие читают «Каддиш» в синагоге в течение одиннадцати месяцев. По истечении года на могиле устанавливают надгробие. Годовщину смерти («Йорцайт») отмечают зажиганием поминальной свечи и чтением «Каддиша». На праздники Йом-киппур, Суккот, Песах и Шавуот совершают поминальную службу, во время которой читают поминальную молитву «Йизкор».

Структура религиозного общества Израиля: ортодоксы, ультраортодоксы, хасиды, прочие, их отличия и общность, где живут.
Feb. 23, 2011 by vern, -
Прежде всего, говорить о такой структуре только относительно Израиля – малокорректно. Правильней, и естественней говорить вообще о религиозном еврейском обществе – независимо от страны проживания. И в очень конспективном виде ответ будет таков. Ашкеназская еврейская община в той ее части, которая соблюдает традиции (т.е. в ортодоксальной) делится на три направления: митнагим (литваки), хасиды (любавичские, воложинские, сатмарские, браславские и др.) и ортодоксально-модернистская линия (вязаные кипы или религиозные сионисты). Ну и сверх этого имеются боковые ответвления реформаторского направления. Термин «ультраортодоксы» вообще является чисто политическим и не имеет отношения к понятиям религиозной структуры. Несколько более развернутую характеристику этих понятий см. здесь.

Иудаизм об отношении к женщине
Feb. 20, 2011 by vern, -
Это уже не конкретный вопрос - это тема для объемного трактата. И в самом деле, в иудаизме - в том же Талмуде - фолианты посвящены этому вопросу. Но я-то не специалист в этом, да и блог ориентирован все-таки на другие вопросы. Потому отвечу коротко, засветив сам результат, а не подход к нему. Я нигде не видел более счастливых и полнокровно-живущих семей, как здесь, в Израиле - именно в религиозном секторе. Семей, где детей в среднем 5-6 штук, а то и больше, и мамы не замордованы заботами по дому, а вполне находят время для любимых занятий (чтение, интернет, концерты, выходы в ресторан с мужем и т.д. - кому что), поскольку дочери среднего и старшего возраста с удовольствием подменяют свою маму и тем сами, как бы играючи, готовятся к будущей полноценной семейной жизни. Подчеркиваю: с удовольствием и весельем! И с ответственностью, конечно. Это настолько разительно отличается от светских семей – прежде всего в России (в силу моего знания именно ее) – разведенных и переразведенных, с 1-2 ребенками и при этом с вполне закономерным конфликтом поколений и прочими прелестями, что больше тут добавлять мне уже нечего. Пожалуй, еще вот – я тут наблюдаю и достаточно много совсем молодых семей, пока еще с 1-2, ну 3-мя малыми детишками (но не собирающихся тормозить на этом). Так здесь тоже лица мам просто лучатся радостью и спокойной уверенностью в будущем.

Что говорит иудаизм о загробном мире, жизни после смерти?
Feb. 10, 2011 by vern, -
Ответ на этот вопрос надо начать как бы издалека, с выяснения того - для чего, для какой жизни был создан род человеческий.
Общая модель жизни, задуманная Творцом для его созданий, прописана в самой первой главе Торы: Адаму с Хавой (и соответственно всем их потомкам) была положена вечная, бессмертная жизнь в Ган-Эдене, причем, не пустопорожняя и бездельная, а наполненная творческим трудом - вполне под стать самому Творцу. Ибо сразу после создания Адам получил серьезное научное задание – дать имена всем животным, для чего ему надо было глубоко разобраться в сущности и предназначении каждого вида.
Осуществление этой задумки до полного конца было сорвано грехопадением, и первые люди были отправлены в ссылку – на перевоспитание. Процесс перевоспитания несколько подзатянулся, и не закончен до сих пор, но к приходу Машиаха он таки должен завершиться.
Далее, грех Адама и Евы не должен лечь абсолютным, вневременным наказанием на них самих и всех их потомков. Нет, наоборот, когда человечество придет к тому совершенству, которого и хочет от нас наш Творец, тогда все умершие, за все времена, восстанут к новой бессмертной жизни и займутся тем, что вынужден был прервать Адам при изгнании из рая – познанием Всевышнего и его творения во всем объеме.
Ну, а более развернутая картина на эту тему дается в записях (смотреть тут )

Гиюр: процесс прохождения, поведение во время и после, причины полемики о правомочности разных гиюров.
Dec. 14, 2010 by vern, -
Гиюр - это процесс принятия не-еврея в общую семью евреев, семью потомков Иакова (Исроэля). Процедура эта по сути религиозна и от кандидата в еврейство требуется принятие на себя всех установок иудаизма, или, по крайней мере, двух основных - соблюдения кашрута и субботы, во всей ее полноте. Сам процесс приобщения к еврейству должен проходить под контролем конкретной еврейской общины, с обучением у специалистов, в контакте с определенной еврейской семьей, которая приобщает кандидата к практике проведения шаббата. Процесс обучения в среднем, здесь в Израиле занимает год-полтора-два. Но может быть и дольше. При положительном завершении процесса обучения окончательная процедура принятия в еврейство для женщин - окунание в микву с принятием еврейского имени. Для мужчин к этому еще и обрезание. И после этого не-еврей признается гером (женщина - гийорет), т.е. перешедшим в иудаизм, с принятием всех прав и обязанностей еврея. Настолько полными, что собственно в быту название "гер" не употребляется - еврей и все. (Есть некоторые частные аспекты, когда этот статус учитывается, но это именно исключения, в общем-то сугубо религиозного плана). И более того - даже, в некотором противоречии с вышесказанным - в иудейском обществе принято весьма уважительное отношение к человеку, самостоятельно и сознательно принявшим на себя бремя подчинения Вс-вышнему .
В практике в Израиле достаточно доступен (правда, не скажу, что очень уж легок) гиюр для потомков и членов семей евреев, т.е. для подпадающих под закон о возвращении. Для людей, не могущих документально доказать какую-то связь с еврейским народом гиюр сильно затруднен – израильский раввинат идет на это очень неохотно. Основания (не провозглашаемые, но, по моему мнению, действительные) – настрой не разбавлять еврейство посторонними людьми, стремящимися использовать процедуру гиюра для целей, далеких от гласно заявляемых.
В не израильских еврейских общинах (не считая Россию), в частности - в США, гиюр полным неевреям, похоже, пройти легче. Причина тому кажется очевидной – в трюки с гиюром самим американцам лезть незачем и вообще смешно. Ну, а выходцам из недоразвитых стран, которые в этом могут быть заинтересованы, если они уж попадут туда, то тоже смысла пробиваться в Израиль уже нет никакого. То есть, в тех странах, если люди стремятся пройти гиюр, то исключительно по идейным соображениям. Мне приходилось видеть здесь в Израиле чистокровно-японскую девушку, оставившую родителей и прошедшую гиюр в Америке. И сына голланского пастора я тоже постоянно встречаю в одной из синагог.
Вопрос о разных гиюрах, возможно, имел в виду полемику об армейских гиюрах в Израиле. Этот вопрос освещался тут. Есть еще вопрос об ортодоксальных и реформаторских гиюрах. В Израиле последние просто не признаются за действительные – они прямо и откровенно отступают от заповедей Торы.

Чем отличается Тора от Ветхого завета?
Dec. 5, 2010 by vern, -
Тут просматривается два типа ответа: для христиан и для евреев.
Для христиан вместе с атеистами разных народов ответ будет достаточно краток – Ветхий завет это перевод Торы, с добавлением к ней переводов двух Священных Книг иудаизма – «Пророки» и « Писания» и плюс еще некоторых не священных еврейских книг. Собственно перевод Торы составляет часть Ветхого Завета под названием «Пятикнижие Моисея», а с другой стороны, у евреев полный комплект Священного Писания, включающий Тору, Пророков и Писания, обозначается аббревиатурой ТаНаХ (нередко пишется по-русски проще – как Танах)..
Перевод, как и любые переводы, не может полностью передать все аспекты оригинала, но собственно фабула (т.е. простая канва событий или указаний) в общем-то, передана более или менее близко к оригиналу, с учетом, все-таки, того, что перевод, был заранее настроен подвести какую-то базу под их Новый Завет и потому даже в фабуле не всегда адекватен. Но, несмотря на ряд подтасовок, мы имеем полные основания говорить христианам: «Читайте ваш Ветхий Завет повнимательней!» - говорить им это тогда, когда они пытаются заявлять, что с приходом их бога евреи потеряли первоначальную избранность, что они (т.е. мы) утратили право на Святую Землю (про это смотреть тут) или, например, когда их миссионеры ложью и кривдой переманивают не слишком грамотных евреев в христианство т.д. (О последнем из перечисленных потуг христиан смотреть тут). Это все – прямое искажение и нарушение их же святой книги – их Ветхого Завета, т.е. по их же идеологии. должно считаться у них большим грехом. Однако, почему-то не считается. Но вот почему? – это уже вопрос к ним, а не ко мне.
Ответ для евреев – не так прост, ибо если бы он был таким же, то мы, действительно, ничем бы не отличались от христиан, кроме своих корней, своей древней истории. Ну, древняя, она и есть – древняя, что б с ней кто-нибудь считался в современном модернистском мире.
Этот ответ – тот, который для евреев, в рамки данного формата не укладывается. Его надо смотреть тут

Почему в Израиле два главных раввина - сефардский и ашкенадский, кто авторитетней, взаимодействуют ли между собой или как кошка с собакой?
Nov. 30, 2010 by vern, -
В длинной истории евреев сложилось несколько общин с рядом отличий между ними в общей культуре, разговорном языке и т.д. Наиболее крупные из них две: ашкеназы и сефарды. Поэтому единого центра для них быть просто не может. Отсюда, ничего удивительного в том, что имеются отдельные главные раввины у той и другой общины. Более того, думаю, что есть главные раввины и в других, менее крупных общинах – грузинских, йеменских евреев и т.д. Вопрос о сравнительной авторитетности этих главных раввинов просто не ставится. И никакого противоборства между общинами и их раввинами нет в принципе. Есть только раздувание атеистами некоторых, совершенно проходных моментов. См. об этом специальную статью здесь http://berlev.info/?p=682 (Раздел "Евреи в Израиле" статья "Религиозные девочки в Эммануэле...") Там же – в конце статьи – дан коротенький экскурс в историю об образовании разных еврейских общин.

Чем отличается Тора от Талмуда?
Nov. 15, 2010 by vern, -
Если отвечать кратко, то Тора - для всех, но это самые-самые общие установки для евреев, их краткий конспект. А Талмуд - это расшифровка заповедей Торы, притирка их к реалиям быстротекущий жизни, и он - для глубоких специалистов. Хотя и очень многие "рядовые" из религиозных евреев так или иначе стремятся погрузиться в него, или, по крайней мере, как-то прикоснуться к его глубинам (включая и автора блога).
Более развернутый ответ, касающийся, в частности и вопроса о месте обеих этих книг в реальной еврейской жизни смотреть тут (если ссылка не работает - перейти вручную в категорию "Иудаизм и еврейская мораль", раздел "Евреи - народ Книги", статья "Чем отличается Тора от Талмуда?"). Там же обсуждение и дальнейшие вопросы по тексту.

Задать вопрос
Имя *
Email *
Сайт
Регион
  Указать моё имя и регион в подписи задавшего вопрос (включая ссылку на сайт).
Раздел *
Вопрос *
   Не читается, перегрузить картинку
  Powered by FAQ Builder
* required

4 комментария: Вопрос-Ответ (об иудаизме и еврейской жизни в Израиле.)

  1. Александр говорит:

    Здравствуйте, Бер. Благодарю за диалог и предложение разместить вопрос в этой рубрике. И, что следовало бы, по вашему мнению, набраться христианам ( полагаю, и не только им) от иудеев, чтобы мир не был столь кровавым? и стал лучше и проявил готовность измениться

    • Ber говорит:

      Александр, добрый день! Я должен извиниться, но я не правильно присоветовал Вам заложить  Ваш вопрос в окошко комментариев к странице "Вопросы и ответы". Комментарии к ней просто лишние, т.к. структура этой страницы предназначена как раз для размещения вопросов и ответов прямо в ней, а не в подстраничных комментариях. Надеюсь, Вам будет нетрудно заложить Ваш вопрос на этой же странице в окна, предусмотренные именно для вопросов – они находятся там же, на той же странице, но выше (раньше) комментариев к ней.
      И начать я думаю лучше с указания – откуда этот вопрос возник, потому как он не совсем тривиален, и вряд ли мог возникнуть на пустом месте.  Примерно, как-нибудь так:  В ответе на комментарии к статье «Чем отличается Тора от Ветхого завета?» прозвучало (или – Вы написали…., Вы сказали….), что христианам следовало бы ….. (и т.д.).  Ну и затем собственно Ваш вопрос, что-то типа такого: Не можете ли Вы пояснить, …..  или  – Расшифруйте пожалуйста…  и проч.,
      Это, конечно, только наметки – не больше. Но думаю, что структура вопроса от такого подхода только выиграет.

       

  2. Vern говорит:

    Спасибо. Вобщем всё понятно, потому что доходчиво написано. С всё-таки вот ещё что хотелось бы уточнить: Письменная Тора, которую Он дал Моисею на горе Синай, а тот зафиксировал на пергаменте, это Заповеди? Например, чти день субботний? То есть “сжатый конспект”, а Устная Тора, затем, во времена рассеяния, тоже записанная – это расшифровка Торы письменной, “что такое – «соблюдать» “чтить”? Как практически это осуществлять? Когда начинается суббота и когда она кончается? Что нужно делать в субботу, что можно делать, а чего нельзя? И т.д., “? Вобщем, применяя современные понятия, Устная Тора – это конструкторский чертёж, а Талмуд (Гмара, Мишна) – это технологический процесс, отвечающий на вопрос, КАК Заповедь (закон) претворить в жизнь. Но тогда странно, почему устная Тора на свитках есть в любой синагоге и доступна, а Талмуд “не для общего чтения, недаром он многие столетия был закрытым знанием – знанием только для посвященных”? Ведь как раз наоборот, Талмуд должен был быть доступным, понятным каждому, ну как инструкция пользования бытовой техникой.

  3. Vern говорит:

    Идея прекрасная. И хороша она потому, что, насколько я знаю, Тору можно изучать всю жизнь. Значит Дорога дальняя. И если в попутчиках человек знающий и увлечённый, каким является наш автор, то идти и веселей, и интересней, и полезней. И вот первый вопрос: ” Чем отличается Тора от Талмуда?

Комментарии запрещены.