23.05.2011
В связи с речью Обамы в инернет-сфере появился большой интерес к вопросу о т.н. «границах 67-го года» В одной моей предыдущей статье этот вопрос был уже затронут и вот, за последние два-три дня в целом больше половины посетителей моего блога заходили именно туда – по поисковым фразам об этих границах.
Нынешние обстоятельства требуют более детального рассмотрения этого вопроса – в свете решения психологической (ментальной) загадки – почему арабов не устраивает никакой компромисс для скорейшего образования своего государства? Почему они так мертво упираются в новопридуманный термин «границы 67-го года» – и ни шагу от него?
Сначала о сути этого термина – «границы 67-го года».
По результатам израильской войны за независимость с Египтом, Сирией и Иорданией, границы с первыми двумя из этой тройки арабских стран остались на уровне определенном для них еще при Британском мандате – им не удались ни захват палестинских территорий, ни задуманное ими завоевание и раздел между собой нашей страны. Только вот Иордания, имевшая самую вымуштрованную, отлично вооруженную и подготовленную англичанами (и под их же командованием) армию, смогла оккупировать немалую часть территорий так и не созданного палестинского государства, а так же Восточный Иерусалим вместе со Старым Городом.
На израильско-иорданском фронте по окончании активных боевых действий на карте была проведена линия противостояния двух армий двумя карандашами: красным – сто стороны Израиля и зеленым – по позициям иорданской армии.
Вот эта двухцветная линия прекращения огня, как и любая другая такая же, является временной – именно таков общепризнанный статус у этих линий. Таковыми они являются до самой их отмены – до тех пор, пока два соседних государства ясными, конкретными соглашениями не отмаркируют постоянную границу. Но вот обсуждаемая линия никогда и некем не переводилась в статус постоянной границы. Она так и продолжала существовать – как линия фронта при временном перемирии между двумя противостоящими армиями. Ее и пересекла израильская армия во время Шестидневной войны (в 67 году) и отогнала захватчиков за их собственную границу по р. Иордан, оформленную еще при Британском мандате. И именно эта граница – по Иордану – и была зафиксирована затем мирным договором между двумя государствами, ранее противостоящими друг другу по той красно-зеленой линии. С того момента данная двухцветная линия вообще потеряла всякое содержание, а Израиль, в своем чуть ли не маниакальном стремлении угодить всем и вся, тут же заявил о своем согласии на образование палестинского государства, и сделал все от него зависящее в этом направлении, вплоть до того, что помог вернуться из ссылки в Тунис обратно на палестинскую территорию Ясиру Арафату с его армией террористов.
При этом, стоит напомнить, что Иордания, занимавшая эту территорию до 67-го года, считала ее своей собственной частью – ни о каком отдельном палестинском государстве тогда вопроса никем просто не ставилось. То есть, Палестина сейчас пытается стать новообразованным государством, и потому никакие линии противостояния армий, не имеющих к ней отношения, не могут априори (т.е. заранее, безоговорочно) приниматься за ее границы. Любые границы в таком случае могут быть только результатом двусторонней договоренности. Только так, и не иначе – это совершенно тривиальные международные нормы, действующие во всех случаях (кроме, почему-то, тех, которые оказываются связанными с государством Израиль).
Профессиональный разбор всей этой ситуации можно посмотреть, например, в изложении статьи Дори Гольда «Миф о "границах 1967 года"»Интересные карты на эту тему имеются на сайте наших недоброжелателей – палестинцев (смотреть здесь). Конечно, с их риторикой «оккупированные территории» и т.д. , но из них отчетливо видно, чего они хотят.
А хотят они, ни много – ни мало, следующего:
а)Заиметь в свои владения все построенное с тех пор на севере и юге Иерусалима, то есть, районы, где сейчас проживает, думаю, от ? до 2/3 всего еврейского населения города.
б) Закрепить остающийся клочок еврейского Иерусалима, как и было до 67-го года, в плотном арабском окружении с трех сторон, причем, на господствующих высотах, то есть простреливаемым насквозь. К тому же Иерусалим при этом, как и раньше, окажется в конце длинного аппендикса, т.е. в предельно уязвимом положении, легко превращаемым в полную его блокаду. Стоит напомнить , что в те, предшествовавшие, годы дорога к нему по этому аппендиксу – единственная его пуповина – была дорогой еврейских шоферов-смертников, пробивающихся с продовольствием для голодающего населения Иерусалима сквозь арабский прицельный огонь, ведшийся с обеих ее сторон, и тоже – сверху вниз)
в) Иметь свою границу в трех-пяти километрах от большого Тель-Авива, причем в этот, максимум пятикилометровый, коридор вписаны (и только в нем они могут проходить) важнейшие израильские коммуникации (два шоссе, водовод и проч.), связывающие север страны с югом.
Короче, получается так: официальное закрепление старой линии перемирия как новой и постоянной границы нового же государства нужно им для того, что б иметь возможность контролировать важнейшие еврейские города и коммуникации, т.е., что б получить большое оперативное и стратегическое преимущество на случай будущей войны.
Но это все как бы – материальное, вещественное. Желание оторвать побольше и повыгодней – оно как-то понятно, оно как бы естественно. Но загадка их жесткой и абсолютной упертости не снимается данными констатациями на все 100%. И вот я думаю, что эта загадка может быть объяснена определенной духовной компонентой, играющей для их менталитета, может быть, даже преобладающую роль. Ниже – расшифровка сказанного
Израиль вообще для них, для их ментальности – это кость в горле, потому как образован на территории ранее уже подведенной под исламское владычество. Его существование – прямой вызов всем их амбициям на мировое распространение ислама.
Нельзя сказать, что б такое произошло впервые – в прошлые века у них уже было отвоевано немало земель: Испанский (Иберийский) по-в, Балканы, Крым, Северный Кавказ, татаро-башкирские Поволжье, Урал и Сибирь, да еще вся Средняя Азия, но то дела прошедшие и не так болят, хотя при возможности они все ж таки стараются вернуть упущенное – то же Косово хороший тому пример. Ну, и еще, все это как бы окраины мусульманского мира, хоть и очень обширные.
Израиль же – рана свежая, и к тому ж, расположенная в самом центре этого мира ислама. Потому она явно демонстрирует их нынешнюю слабость.
Относительно потерянных территорий Коран прокламирует необходимость трех войн для возвращения их назад . Если и третья окончится неудачей, то только тогда допускается, пусть и не смириться с потерей, но, все-таки, отложить на какое-то время (м.б. и весьма длительное) все попытки ее вернуть, залезть в нору, зализывать раны и ждать изменения общей ситуации в их пользу . Вот эта установка на три войны для них очень серьезное руководство к действию – к постоянным попыткам вернуть все взад.
И в своих отношениях с Кораном они не хитрят, не пытаются найти лазейки для успокоения. Вот, например, тут – с Израилем – ими проиграны ВСЕ войны: 47-49 гг. (война за независимость), 56 г. (суэцкий кризис), 67 г. (шестидневная война), 73 г (война Судного дня) – это уже четыре, не считая последних – усмирительных – в Ливане и Газе. Но для них это все не в счет – ведь, как правило, Израиль, считая задачу выполненной, отводил войска назад, что они тут же провозглашали своей победой. А если не сразу, то через какое-то время, в своем стремлении к миру Израиль тоже отдавал обратно занятые территории – тот же Синайский п-ов подносился Египту трижды, прямо на блюдечке. На, мол, забери обратно, только пообещай больше не воевать. И тот же Мубарак записывал возвращение Синая в качестве победы – и своей, и египетской вообще. (А чего Израиль добился такими вот подарками, особенно, в свете последних событий, т.н. «арабских весен» – это уже тема для других разборов).
Итак, действительно проигранными войнами (по Корану) они считают только две из них – те, при которых реально теряли территории – 47-49 годов и 67 года. Даже 73 год – это у них не проигрыш. Уничтожить Израиль, им, правда, не удалось, хотя уже почти были уверены в этом. Но ведь Израиль, отбросив их снова назад, новых-то территорий не стал захватывать. Я ж говорю, что с Кораном-то они честны по максимальному счету, а не середка-наполовинку – войны, проигранные, но без потерь территорий, проигрышем они не считают, что б – не дай Аллах – не выйти на отдых преждевременно. Потому и просчитывают, что имеют в запасе еще одну войну.
Но только ли одну? Вот тут и подходим к их упертости по границам – мол, ни шагу от них. Чем она вызвана – не тем же ли следованием Корану? Посмотрим.
Результатом Шестидневной войны был захват Израилем: Синая и Газы – у Египта, Голан – у Сирии, и как бы палестинских территорий – у Иордании. Но Синай уже вернулся обратно в Египет. Газа так же получила самостоятельность. То есть, теперь, похоже, складывается обстановка, что результаты и той войны тоже могут оказаться полностью снивелированными. Для этого надо только вернуть под арабский суверенитет все когда-то оккупированное, но потом опять проигранное, Иорданией, да плюс к этому – Голаны. По поводу Голан сирийский президент уже давно пытается требовать их полного возврата в качестве предварительного условия возможного после этого (якобы – возможного) заключения мира. То есть, надежд и на их возврат они тоже не теряют. Но пока что надо полностью – все-все, до каждого клочка – забрать под палестинское государство все то, что когда-то подмяла под себя Иордания, т.е. в пределах той линии перемирия, что названа сейчас «границей 67-го года».
И тогда останутся только Голаны, что бы после этого провозгласить, что и та война не была поражением, что у них теперь в запасе уже даже две войны для решения задачи уничтожения Израиля.
Вот это последнее для мусульманского менталитета – момент очень существенный. Разумом–то (а не подкоркой) они понимают, что справиться с Израилем будет ой как не просто. Но вот кораническая подкорка твердит им: обязаны уничтожить Израиль любыми средствами. Так что запасец в виде еще одной, допустимой по Корану, войны – ну, очень на пользу им для хотя бы временного примирения разума и подкорки. Отсюда-то и их упертость – ни шагу от тех «границ».
Остается только посетовать на видимую, просто даже явную, глупость европейского мира, идущего на поводу у мира исламского, и многократно поддерживавшего его претензии на выдуманные границы. (Самую последнюю – совсем недавнюю – такую поддержку см. здесь ). Впрочем, может быть, я ошибаюсь – возможно, это не глупость, а сознательный антисемитизм. Даже скорее так. Слишком много примеров двойных стандартов этого цивилизованного мира, что б списывать их только на непонимание (об этом см. «Двойные стандарты – ложь политическая и общемировая»).
И еще жаль, что наши собственные правители уже много десятилетий как не могут понять сущности исламского мировоззрения, постоянно идут ему на уступки и тем снова и снова провоцируют его на дальнейшее противостояние, все более и более обостряющееся, т.к. подпитывают его все новыми и новыми надеждами.
———————————————————
PS
Дополнение от 24.05.2011
Б. Неттаниягу в своих нынешних выступлениях в США постоянно говорит, что границы 67-го года необороноспособны, при них Израиль не сможет защитить себя от агрессии, и потому они для нас неприемлемы, потому мы никогда на них не согласимся. Конечно, хорошо, что он не поддается нажиму, что заявляет все это достаточно стойко. И похоже, что как результат этого, Б.Обама начинает давать взад.
Но есть все же к нему один вопрос: зачем он вообще употребляет этот, ни с чем несообразный, термин? Зачем вводить всех в заблуждение насчет якобы наличия каких-то границ, от которых мы отказываемся? Это дает определенный козырь нашим врагам – мол, раз имеются такие границы, то игнорировать их нехорошо, неприлично для демократического государства. Тогда, мол, палестинцы в своих требованиях правы.
Интересно бы узнать в точности – кто первый придумал этот термин и пустил его в оборот? Есть некоторые сведения, что это авторство принадлежит нашему Эхуду Бараку, когда он был премьер-министром и горел желанием потрафить палестинцам чем угодно, лишь бы заключить с ними договор. И если это действительно так, то удивляться не приходится – наши левые араболюбы и не на такое способны. Но сейчас все же курс у правительства несколько отличный, так зачем его – этот термин – разносить и ныне на уровне государственной власти? Куда как грамотней, правильней и легче для нашей дипломатии говорить так: "Линия прекращения огня между Израилем и Иорданией в 49 году не признается нами как государственная граница. Для перевода ее в статус границы нет никаких оснований, ибо граница с Иорданией уже закреплена по р.Иордан. А к будущему палестинскому государству данная линия не имеет никакого отношения. И точка."
И, соответственно, во всех выступлениях, переговорах, печати, везде и всюду, если возникает какая-то необходимость помянуть это место, то говорить и писать не "граница", а "линия временного перемирия", "линия приостановки огня". Такая вот позиция – это нормальная позиция уверенности в своем праве. А выражения нашего премьера смотрятся как позиция слабости, жалобности, взывания к сердобольности – мол, пожалейте нас, ведь погибнем же мы с такими границами.
PPS
05.06.2011 выставлена статья «Нагба и Нахса, экономика и политика – все взаимосвязано» . В ней описано как иерусалимский Старый Город, оказавшийся в зоне, оккупированной иорданской армией, был превращен в «юденфрай» (зону свободную от евреев), с весьма впечатляющими кадрами, иллюстрирующими методы достижения этой цели. А заодно, иллюстрирующими и нравы этих наших меньших братьев.
—————————————————
И еще одно PS от 22.07.2011
Продолжение этой статьи с очень впечатляющими картами и их анализом выставлено в этом блоге под названием «Еще раз к формуле "границы 67 года" – разоблачающие карты»