Еврейские погромы в России – фотогалерея.

Фотографии, выставленные в данной галерее, взяты из книги “A CENTURY OF AMBIVALENCE. The jews of Russia and the Soviet Union” с подзаголовком “1881 to the present”, написанной и составленной Цви Гительманом и изданной в Нью-Йорке в 1988 году. По-русски название можно перевести так: “СТОЛЕТИЕ ПОТРЯСЕНИЙ.- евреи России и Советского Союза  с 1881 и до настоящего времени”.
Данный объемистый труд так обильно иллюстрирован фотографиями, что занимает некоторое промежуточное положение между собственно книгой и фотоальбомом. На этих фотографиях замечательно отображена еврейская жизнь в самых разных ее ипостасях – от низов до верхов, от водоносов и трактористов до духовных лидеров и светочей мысли или искусства, от обыденной жизни до героизма, от трагедий до радостей. Здесь выставлена лишь малая толика тех фотографий и есть планы продолжить это дело в последующих галереях.
Настоящая же галерея посвящена только одному срезу той еврейской жизни – тяжелейшему срезу российских погромов, продолжавшихся не одно десятилетие. Хотя и предшествовавшие им времена так же были для евреев в целом и среднем далеко не сахарными, да и последующие – тоже, но все же по концентрации ужаса и трагизма этот период стоит особняком.
(Продолжение текста – следом за самой галереей).

И информация для “чайников”:
В галерее щелканье на миниатюре развертывает всю фотографию. При просмотре фото щелканье на нем раскрывает его на весь экран, скрывая при этом подпись и стрелки перевода с фото на фото. Следующее щелканье, наоборот, частично обрежет фотографию, открыв ее название, стрелки перевода и крестик возврата в галерею.

Период погромов (1881 – 1921) по уровню трагизма может быть сравнен только с периодом Катастрофы. И если Катастрофа значительно превосходила своим размахом, то уступала все-таки в личностном плане. Там действовала громадная, хорошо отлаженная государственная машина, и у действующих лиц была как бы отмазка – должны были выполнять приказ свыше, и все, мол, ничего личного. Здесь, наоборот, действовали люди, и действовали по собственным позывам и устремлениям – грабить, уничтожать, убивать, насиловать. Каковы люди, таковы и позывы.

Хотя и власть свыше тут, конечно, участвовала, но, в основном, в виде поощрения погромщиков своим откровенно проявленным невмешательством,  а также менее явным (т.е. не на публику ориентированным) стремлением лишить евреев возможностей самозащиты. Правда, это если говорить о власти фигуральной, силовой.  Ибо была еще власть, так сказать, идеологическая, проводившая  многовековое накручивание народа в юдофобском духе, духе ненависти к евреям.

Если сформулировать короче, то вермахт просто убивал, уничтожал, а здесь в народе культивировались и в погромах проявились животные инстинкты – возвыситься над кем-то другим, восторжествовать, поиздеваться, полюбоваться мучениями, и уже как отдельные стороны этих устремлений идут убийства, присвоение чужого, вандализм, изнасилования и пр. То есть, по сравнению с Катастрофой здесь отличие не только количественное (в меньшем количестве жертв), но качественное – в идеологии, в торжестве животного начала над человеческим, а то и просто – животного над человеком. Все тоже самое, что сегодня проявляется в исламском терроре. И тут и там можно сказать:  какова власть, таков и народ.

========================

Кем предоставлены фотографии:
Фото 1 и 3 –    Предоставлено Давидом Мовшовичем
Фото 2 –         Предоставлено г-жой Е. Г. Гринберг
Фото 5 –        не указано
Фото 6-          Предоставлено Рафаэлем Абрамовичем
Фото 7 –         Предоставлено Чарльзом Занзером
Фото 8 –         Предоставлено Бернардом Меером
Фото 4, 9-15  Предоставлено Елиасом Чериковером

 

Запись опубликована в рубрике История евреев в России с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

7 комментариев на «Еврейские погромы в России – фотогалерея.»

  1. бинэ говорит:

    Во-первых,хочу поздравить всех жидеев и жидовствующих …….
    …………………….
    ……………………..
    От БЛ
    Этой злобной и нагло-торжествующей писанине здесь явно не место. Это было бы оскорблением памяти наших многочисленных жертв как в этих погромах, так и вообще за всю нашу долгую историю. Потому он мною оборван на первой же строке, оставленной здесь как указатель на существование таких выродков в этом мире и для выявления всей глубины низости антисемитов. Вот для этого я не выбросил напрочь всю эту пакость, а переместил (причем, дословно, ничего не опуская) на задворки сайта, вместе с моим ответом этой отрыжке рода человеческого.
    Те задворки сайта имеют общую шапку
     Корзина для желающих отметиться на еврейском сайте, и содержат сейчас уже 12 отдельных страниц. А конкретная страница с этим вот подонком – это Корзина 12. Засылка злобного болвана под фотогалерею о нашей боли.
    Мой совет всем – ознакомиться с нею. Вещь полезная – врага надо знать в лицо. 

  2. asfsdfgd говорит:

    Да все погромы проводятся….  …………………………………………….
    ……………………………………………………………..
    От БЛ
    Комментарий этого эсэсэсэсовца обрезан на первых же словах – поместить тут его лживую мерзость было бы просто надругательством над теми, кто лежит на фотографиях. Но ознакомиться с ней стоит –  полезно непосредственно узреть внутреннюю сущность наших врагов. Потому весь этот комментарий перенесен на страницу
    "(Корзина 10) Страничка опусов безмозглых антисемитов". Она входит в общий раздел блога "Корзина для желающих отметиться на еврейском сайте" в которой сгружен весь этот сброд – и прямые антисемиты, и сладкоголосые миссионеры, и просто изобретатели собственных религий. 

  3. Андрей говорит:

    Да отомстит Всесильный Б-г Израиля за всю пролитую кровь ! Амэн !

  4. Надя говорит:

    При прочтении отрезка про погромы , почему то мешает чувство обиды за сравнение "народов" "вермахта"…в Катастрофе,и "народов" в погромах…! Неужели можно сравнивать преступников по "идеологии"убийства,растерзания.насилия…..? Возможно,я еще "не выросла" ….но еврейский вопрос" меня интересовал уже очень давно"…….НУ ПОЧЕМУ……именно их? они….и с ними все это!!…? вера?..их умение ЖИТЬ?…..или

    • Ber говорит:

      Понимаете ли, при выставлении галереи передо мной не стояло задачи как-то ублажить тот народ, или этот, или еще какой… Изнутри данной проблемы (т.е. оттуда, откуда смотрю я сам)  сравнения вполне приемлемы и даже напрашиваются. А как они видятся для внешнего взгляда – то дело уже самих смотрящих. Им самим придется думать, анализировать, делать выводы.
      А в концовке комментария выставлен действительно животрепещущий вопрос. И мы – евреи – ответ на него знаем. Он в принципе пронизывает большую часть материалов этого блога и здесь повторяться нет смысла, да и места тоже. Точней сказать – мы, религиозные евреи, иудеи….  Ну а евреи светского образа мыслей уже больше чем пару сотен лет ищут свои ответы на этот жгучий  вопрос, и не один раз уже чуть ли не находили, но… ищут и до сих пор, уже в Израиле (об этом есть здесь: Антисемитизм и юдофобия – вне Израиля и внутри его.)  
      Кстати говоря, антисемиты тоже ведь уверены, что знают ответ, и у них он звучит так: сами евреи во всем и виноваты (прочитать это, например, можно в соответствующих комментариях под статьей Чем отличается Тора от Талмуда?).

  5. Александр говорит:

    По Вашей ссылке изучил эту страницу с трагическими сведениями. Кое-что про погромы посмотрел в интернете. Считаю, всякое незаслуженное мучение для каждого без исключения – зло (надеюсь, я все-таки найду подтверждение своему мнению в Ветхом Завете). Обратил внимание, что погромы преимущественно совершались на крайнем западе Российской империи; знаю, что в Великую Отечественную Войну были дивизия Галитчина, иные приспешники карателей в тех районах, а в документальном, по моему мнению, романе Т. Кэнелли "Список Шиндлера" среди действующих лиц упоминаются не только члены СС, но и активисты из тех районов. Думаю эти обстоятельства дают некоторую характеристку -некоторым- слоям того общества. Анализируя мотивы бездействия тогдашней власти прихожу, что "попустительство", "молчаливое согласие" не было сознательным; скорее всего тогдашней власти не хватало политической воли для наведения порядка внутри страны, вот примеры этому: внутренний террор, многократные покушения на императоров (на Александра 2 – 10 раз); царствующий тогда Николай 2 стал жертвой свержения и убийства, не приняв решительных и своевременных мер в бунтующем Петрограде. Я уверен, что погромщики все-таки были привлечены к суду и наказанию в итоге, но почему-то про это нигде не сказано: либо суда не было вовсе, либо о нем умалчивается по каким-то причинам.

    • Ber говорит:

      Разъясню, некоторые вещи по пунктам

      1. О судах и наказаниях.

      Погромы были массовым явлением, настолько массовым, что даже при желании кого-то наказать было б трудно решить – кого же хватать. Да и желания-то не было никакого. Наоборот, все это поощрялось и прессой, и церковью, и даже определенными указаниями из верхов: "Не препятствовать!". Тому есть ясные подтверждения.

      После Кишиневского погрома раздались какие-то голоса ужаса. типа: "Ой-йой-йой, что творится! как нехорошо!"  (см. здесь:  «Мягкая постель для евреев» ), но затем и они затихли – при массовом разливе того буйства, ну, кроме совсем единичных (например, писателя Короленко).

      Судов однозначно не было – если б были, то обязательно были бы засвечены – пресса тогда была уже практически свободна. Ну и в еврейских анналах это бы обязательно было зафиксировано, так же как записаны все погромы – конечно с плачем и болью, поминаниями и причитаниями, но все зафиксировано. Ведь в еврейских местечках мужчины все были поголовно грамотны – собирать данные и записывать было кому.

      2. О географии погромов.

      Ваше выражение о районе погромов:  «крайний запад России», и, вроде бы, судя по тексту, Вы склонны объяснять эту географию особым качеством того населения. Насчет населения оспаривать не буду (не берусь судить, да и не хочу). А вот сама география объясняется много проще – погромы концентрировались в местах массового проживания евреев  В политической географии того времени (и ныне – в истории) имелся (имеется) ходовой термин: «черта оседлости евреев», т.е та черта, к северу и востоку от которой евреям жить не разрешалось (за исключением некоторых, достаточно небольших выделенных категорий – профессий и т.д.). Вот по этому району – западнее черты – и разгулялись погромщики.

      3. По поводу: «не хватало политической воли для наведения порядка».

      Ой-ли? Для наведения порядка при всяких там выступлениях против власти – вот тут воли всегда хватало. И крестьянские бунты и революционные потуги подавлялись всегда круто и беспощадно (1916-17 годы – это даже не исключение, подтверждающее правило, а само правило, поскольку просто уже не смогли совладать, сил уже не стало).  . А тут «не хватило воли»?  Так не бывает.

      Более того, в отдельных местах этой вот "воли" хватило. Например, в Петербурге, где обитала довольно большая еврейская община тех слоев, которым разрешалось выйти из черты оседлости (адвокаты, купцы 1-й гильдии и др.). Тут генерал-губернатор сказал своему жандармскому управлению: "У меня погромам не быть!" Вот и не было. Ну а почему так – здесь не было, а там разгулялись во-всю – про это предлагаю подумать читающим.

Добавить комментарий для Ber Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *