Мягкая постель для евреев.

Эссе о христианской любви к евреям.

 Небольшое вступление.

О христианской юдофобии как много-многовековой предтече и антисемитизма, и антисионизма, говорено многократно и вполне доказательно. Отчасти см. здесь, в этом блоге "Антисемитизм и юдофобия – вне Израиля и внутри его" , хотя есть масса  куда как более полных и тщательно аргументированных работ, не только еврейских (Лев  Поляков, Аб Мише, и мн. др.), но  даже и христианских авторов (Дж.Керрол,  Эдвард Х. Фланнери и др.) .  Однако ж, злободневность вопроса так-таки и не уменьшается, и потому публицистическая война с нашими врагами остается насущной необходимостью – война за наивные души, души не слишком еще искушенные в реальном состоянии вещей и потому нередко  принимающие лживую антисемитскую пропаганду за истину в окончательной редакции.

Но этот раздел стоит начать не со злостной  и кровавой юдофобии наветов, изгнаний, погромов. Начну я с гораздо более мягкой по виду формы антииудаизма – с миссионерства, под которым понимаю внешне как бы вполне дружелюбные высказывания, признающие серьезный еврейский (иудейский) вклад в общечеловеческую копилку, но при этом сетующие, что до них (до нас) еще не дошло прозрение – христианское, вестимо.  И ладно бы сетованиями ограничивалось, но нет, свои взгляды они навязчиво пытаются нам  всучить – везде и по-всякому как только могут, страшно мечтая слиться с нами в обще-христианском экстазе. И радуются каждой отторгнутой от иудаизма еврейской душе. Такой вот у них пунктик.

*          *          *

Наши доброжелатели от христианства – немалый их комплект.

Начну с соответствующих цитат христианских авторов. Сначала из книги: "ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕВРЕИ: ХIХ-ХХ вв. СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ К ТЕОЛОГИИ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА". МОСКВА, «РУДОМИНО» – «БОГ ЕДИН» 1994.

В свое время мне дали ее посмотреть вполне дружественно настроенные католики – как свидетельство вообще дружелюбия к евреям всех христиан.  В ней были собраны очень лояльные (по их мнению) высказывания известных христианских деятелей в адрес евреев. Взял я эту книжку, просмотрел ее и не поленился кое-что оттуда выписать. Сейчас вот эти выписки как нельзя больше в строку.

Действительно, там нет злобного юдофобства, действительно там есть порицания (когда резкие, когда просто увещевательные) в адрес своих соплеменников-погромщиков, и сочувственные, даже до теплых, слова в адрес евреев … и красной нитью проходит одно положение – нечто общее для очень многих высказываний.  Теперь очередь за цитатами (подчеркнуто везде мною. БЛ).

Преп. Серафим Саровский – (стр.7)
За то, что евреи не приняли и не признали Господа Иисуса Христа, они рассеяны по лицу всей земли, но во времена Антихриста множество евреев обратится ко Христу. …. Итак, несмотря на их великое перед Богом преступление, евреи были и есть возлюбленный перед Богом народ.

Святитель Феофан Затворник (стр.8)
Поскольку они [иудеи – Прим. сост. ] Принадлежат к избранному роду…, то Бог, ради сего избрания… не окончательно отверг их,  но продолжает отечески воззревать на них и готов опять принять их, как только уверуют.

Никанор (Бровкович), архиепископ Херсонский и Одесский (стр.18)
…. отпадение Израиля только временное…. придет время, когда Израильтяне снова привьются к корню живоносного истинно-израильского древа, и это будет великим благословением Божиим для всей церкви Божией, для всего человечества, для всего мира.

Антоний (Храповицкий) митрополит Киевский и Галицкий  (стр.24)  Из книги "К кишиневскому бедствию" Изд 1919
Ни об одном народе — ни о русских, ни о греках не сказано, что все потомки их спасутся в свое время, а об евреях это сказано. Пусть же знают жестокие кишиневские убийцы, что они истребляли лучших христиан, находящихся в чреслах теперешних евреев.

Протоиерей Александр Глаголев   (стр.36)  Из доклада: «Сионистское движение в современном еврействе и отношение этого движения к всемирно-исторической задаче библейского Израиля.» 1905
Но эта же, исконная сила и энергия характера еврейского ручается за то, что жизнь  и деятельность его будет многоплодна для истины, когда Бог снимет с них вековой сон неверия,и они обратятся к христианству.   …………….. Один сионизм, как и прежние духовные движения в еврействе, отнюдь не представляет прямого пути к этой заветной цели в истории христианской Церкви, а является только отдаленным предвестием такого славного события, как принятие еврейства в лоно Церкви, события, величие которого Апостол выражает сравнением с воскресением мертвых (Рим. 11, 15).

Архиепископ Иоанн (Шаховской) (стр 58) 1959
Многие ученики и учителя иудейства могли бы узнать своего – ибо всемирного – Мессию в Иисусе из Назарета. Но они еще не решаются расстаться со своим богатством и отходят от Христа с печалью, которая видна в глазах всех идеалистичных, одухотворенных, но во Христа не верующих евреев. Истина сокрыта в этой печали….……….. Верующее во Единого Бога еврейство стоит рядом со Христом. Это  христиане, — с завесой на глазах.

Священник Дмитрий Дудко  Из книги бесед «О нашем уповании» 1975
существует мнение, что к концу мира все евреи должны обратиться ко Христу.

Ну, пока хватит – тенденция как на ладони: «Евреи, вы всем хороши, но вот,  все-таки, один шаг до полного совершенства вам еще предстоит сделать – стать христианами».

Два еврея-христианина плюс хор антисемитов – и все в унисон.

 Теперь к православным доброжелателям подверстаем  католика, и не какого-нибудь там, а  Архиепископа Парижского Монсеньора Люстиже – во как! Краткое его родословие таково: выкрест, от родителей евреев-атеистов, пришел в христианство самостоятельными поисками в тинейджерском возрасте и напрямую, минуя иудаизм (понятно, поскольку в семье таковой просто отсутствовал) . Он обоими руками за развитие иудео-христианского диалога, за максимально возможное согласование христианства с иудаизмом. Евреев он возносит как богоизбранный народ, и себя считает из таких вот – избранных (ну, раз еврей по рождению, то и право на то, как будто, имеет). А квинтэссенция его высказываний такова:
«…по-моему, свое завершение и свой окончательный смысл иудаизм сможет найти лишь тогда, когда примет, признает Иисуса – Мессию Израиля.» http://www.jcrelations.net/ru/?item=1600

Вот,  всего-то навсего! А в остальном – оставайтесь евреями, оставайтесь избранным народом – с удовольствием признаем вашу избранность… И он сам тоже от своего еврейства отрекаться не собирается, он тоже «избранный»…  как впрочем и все христиане – совокупно с евреями. Такое вот получается  «согласование».

В унисон ему вторит и А. Мень (тоже еврей по крови, уже российского происхождения, православный):
«Еврей-христианин не только не перестает быть евреем, но еще глубже начинает понимать смысл духовного призвания своего народа.»  (Из интервью, данного им сотруднику журнала «Евреи в CCCP» (№ 11,1975)   А. Шойхету.)  И в параллель с Люстиже Мень считает, что евреи-христиане вполне могут сохранять свои иудейские праздники, вести  христианское богослужение на своем любимом иврите и т.д., и т.п. Лишь бы приняли Христа – а об остальном договоримся! http://www.alexandrmen.ru/books/bychkov/bych14.html

Итак, общий знаменатель всей этой череды миссианских уламываний: «Евреи, Христом-богом вас просим – признайте Христа богом, ну что вам стоит!? Ведь от вас при этом ни капли не убудет, а человечество возликует!»

Ну, как оно возликует – то ясней станет при разборе опусов ярых антисемитов (он проектируется следующим этапом в данном разделе).   Но на один антисемитский пунктик стоит обратить внимание уже тут (речь здесь пока только о  господах-жидоедах христианской направленности, а есть ведь еще атеистической, языческой и далее по всему спектру идеологий).

Так вот, в разобранной выше позиции  мягкостелющие господа-миссионеры напрямую смыкаются с самыми отпетыми жидоедами. Примеры? Пожалуйста. Вот из  доноса пятисот на книгу «Кицур Щулхан-Арух», с требованием ее запрета в России, доноса абсолютно злобного и нагло-врущего (как, впрочем, и все наветы на евреев):
Христианин должен именно из уважения образа Божия, заложенного в каждом человеке, и ради спасения его души откровенно указывать евреям на их опасное уклонение от истины. В этом с христианской точки зрения заключается проявление подлинной любви к людям, ибо только обращение в истинную христианскую веру может спасти еврея http://www.russia-talk.com/rf/obr-extr.htm

Или, вот вполне прожженный  (и, соответственно, напропалую лгущий) дьякон-антисемит Кураев:
Христиане, кстати, видят возможность светлого и творческого будущего для Израиля как народа. Если Израиль однажды примет своего Христа – он вновь станет первенцем Божией любви.  http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=585

Ай, какая  прелестная открывается нам перспективка – признание нашего будущего первенства  из уст  предельного юдофоба-антисемита-жидоеда! Хотя  почитаешь в том же опусе его злостные поливы в адрес уже обхристианившихся евреев (sic!), и сразу выявляется его двурушничество.  Но факт  остается фактом – полная спетость в этом пункте "доброжелательных" миссионеров с антисемитами.

Ну, до чего же все они  так стремятся спасти нас!  Их просто таки переполняет жалость к нам – этаким бедненьким и несмышленым!  Но неужели ж их бытие полно радости и благолепия?  неужели они достигли таких высот прокламируемой ими любви, что теперь решили к этим высотам подтянуть и заблудших евреев???

Ниже и попробуем ответить на эти вопросы.

Евреи им поперек горла – проглотят или поперхнутся?

Почему евреи, которые сами по себе, в своем собственном иудаизме, признают только одного – абсолютного и  единственного  Б-га, почему они настолько христианам поперек горла, что те пытаются столетиями и тысячелетиями кнутом или пряником, дубинкой или крестом,  мечом или ружьем, указом или судом  стереть их (нас) с лица земли? Про то, вообще-то, разговор должен быть большой и долгий. И разбирался тот вопрос неоднократно, в серьезных и объемных изданиях.

А здесь пока, возьмемся  за более конкретную и ясную задачу. Посмотрим, действительно ли, как утверждают миссионеры,  еврейство в целом что-то выиграет, сменив веру в одного Творца, на веру в три божественных сущности, а точней – на веру в богочеловека, конкретного Христа.  Что же оно – еврейство – при этом поимеет?

Самый первый и ясно видимый ответ: оно поимеет просто собственное исчезновение с лица земли. Ибо дети выкрестов себя к евреям уже не относят, а нередко и впадают в самый острый антисемитизм. Примеров множество: К.Маркс, например, Торквемада – также (если верить легенде о его еврейских корнях), Борис Пастернак – это уже без всякой легенды, и еще достаточно много таких. Ну, а внуки – у тех уже просто-напросто испаряются из головы всякие воспоминания об еврейских предках. Это называется по-научному – давление среды. Или еще – возрастание энтропии, иначе –  выравнивание условий. То есть, поддержание какого-то определенного порядка, некоторых структурных отличий требует приложения сил, в данном случае – сил по воспитанию детей, привитию им определенного образа мыслей. Не будет прилагаться конкретных усилий, будет пущено на самотек – все выравнивается, все становится равномерным и одинаковым, еврейство исчезает. Кто хочет, может провести простой эксперимент – спросить у сына А.Меня (он – личность в России достаточно известная: депутат и пр.), так вот и спросить у него: кто он по национальности? кем себя ощущает?  Для меня-то его ответ ясен.

И евреи это сформулировали давно, только тремя словами: «Евреев хранила Тора», или пятью: «Все тысячелетия евреев хранила Тора».

Записных жидоедов, понятно, разобранный вариант  исчезновения  еврейства вполне бы устроил.  Они спят и видят его. Но вот, похоже, что и «мягкие» миссионеры отнюдь не против него. Так чего ж тогда стоят уверения тех же Меня с Люстиже, что христианство  еврейству не помеха? Что это – примитивная недодуманность или откровенная провокация?

Ну, а теперь  поставим некоторый мысленный эксперимент – допустим, что в недрах христианства придуман какой-то механизм для сохранения еврейства и иудейского самосознания  при массовом вливании в него евреев.  Предположим  таки, что нет, не станут дети-внуки-правнуки обмиссионеренных евреев не-евреями. Пусть это и невероятно, но предположить-то можем? Вот и предполагаем, вводим в условие задачи. И что тогда получим в ответе?  Посмотрим сейчас.

Указанное мысленное построение начну с формулировки о сущностном отличии христианства от иудаизма.

Мысленный эксперимент – а что получится, если….

Еврей знает, что в будущем мире в зачет принимаются не мысли, не благие намерения, не высокие слова, а реальные следы, оставленные им в этом, нижнем мире – конкретные добрые дела и пожертвования, служение (молитвы), воспитанные им дети, изучение Торы. То есть, сначала дело, поступки, а душа идет следом. Она просто созревает, воспитывается с детства и юности теми же добрыми поступками, молитвами, Торой. У христиан наоборот –  спасение от веры, поэтому впереди – душа, а дела уж и неважно каковы (все просто: покаешься – и все дурное, совершенное тобой, будет с тебя списано). А вот  когда душа созреет в вере, то ожидается, что она и на дела будет подвигать только на хорошие. Ну, а каким образом формировать христианскую, полноценную душу – тут я не спец. Просто не знаю, и подозреваю, что сами  христианские граждане тоже толком не знают.

Какой из этих менталитетов лучше или правильней – не сужу. Просто они существуют – такие вот разнонаправленные, и все. От них и надо плясать, как от печки. То есть, я вполне признаЮ христианство в качестве главного духовного направления для людей с определенным внутренним складом. Но вот евреи, как правило, в число таковых не входят. Другой менталитет, и все тут. Деятельный, активный, не могущий тихонечко ожидать – а когда там моя душа созреет? Исключения, конечно,  могут быть и там, и там, и в еврейской среде, и в нееврейской – в обе стороны, но не они определяют общую ситуацию, характерную для народа(ов).

Теперь вот представим на таком фоне массовую христианизацию евреев. Чем они будут заниматься в этом новом статусе? У действительно соблюдающего еврея жизнь заполнена  достаточно плотно важными и интересными для него делами. И вот перетянули такого еврея в христианство. И его, и всех прочих.

Чем теперь заниматься?

–   Молитвы? Ну, раз в неделю, в воскресенье, сходил в церковь, прослушал – и все дела.

–   Кошерные продукты? – пустое, теперь незачем об  том заботиться, просто не будет их вообще

–   Домашнее хозяйство? Ну, так оно теперь не требует такой заботы, как в иудаизме – отпадают многие существенные установки.

–   Подготовка к религиозным (теперь уже – христианским)  праздникам? Ну, какая там подготовка? – купить выпивку, да сготовить закуску –  делов-то на часик-другой, и все.

–   Дети? А чем же с ними заниматься? Традиции изучать – вроде как и нет таких, во всяком случае для затрат на них серьезного времени. Читать с ними? – а что?  Христианская Библия на многолетние  занятия никак не потянет – полгода, год  и  излазил ее с детишками вдоль и поперек.

–   Самому, для себя читать? и снова – а что? Евреи привыкли погружаться в Тору и комментарии к ней (а это – ну, очень большая библиотека) плюс Мишна и Талмуд (еще в разы больше), плюс сочинения мудрецов на разные важные темы – совсем уж громадный объем печати. Погружаются они в это море мысли в синагогах  – по шаббатам и праздникам, в коллелях (это учебные заведения для взрослых) – по будням, вечерами, а то и рано утром до работы, наконец, даже дома – как только выпадает свободная минута. И делается это не по обязанности, а с увлечением – на то евреи и считаются народом Книги.

Ну, ладно, допустим, что по Меню с Люстиже книги эти у евреев останутся. Но тогда еврея ожидает быстрая шизофрения, раскол сознания надвое –  книги-то учат одному, а окружающий его  христианский быт – это уже совсем другое. Да и вообще, чтение святых книг  это интересная и глубокая работа ума – сравнения, сопоставления, поиски решений. А окружающий мир – прост и элементарен. Не увязываются тогда мир и Книга, не сочетаются, не подталкивают друг друга. И интерес к чтению в таких условиях тут же пойдет на убыль.

Так что делать-то, чем занимать освободившееся время? Ну, наверно, вместо Книги – разгадывать кроссворды, да забивать домино. Вместо занятий с детьми – забавляться с бутылкой.  Вместо домашнего хозяйства и молитв – футбол по ящику, да мыльные оперы (по нынешнему – сериалы).

Невеселая какая-то жизнь – стоит ли тогда менять одно на другое?

Ну, хорошо, на эти вот мои раздумья и сравнения христиане, видимо, возразят своим стандартным: зато у нас изначально провозглашен мир всеобщей любви – что б каждый любил каждого, включая и врагов своих…

Да? В самом деле? И чего ж вы достигли за 2000 лет без малого провозглашения своей всемирной любви, за 10-15-17 столетий пребывания у власти и воспитания населения во многих государствах?  Кто там у вас и кого любит?

А если конкретно, то –

–   сколько народов по  великой любви своей вами вырезано под корень и уничтожено за это время?

–   сколько еврейских душ по той же любви отправлено вами на небеса в погромах, наветах, массовых изгнаниях, в катастрофах и ссылках?

–   сколько душ самих христиан от христиан же и полегло в мировых, частных и религиозных войнах? – и все по той же любви?

–   сколько народов нищенствуют и мрут от голода в этом вашем благословенном мире всеобщей любви?

Результат-то получается плачевный. И у вас, граждане-миссионеры, еще язык поворачивается заманивать евреев во всю эту мерзость, хоть бы и разведенную под лозунгом мировой любви?

*          *          *

Ой нет, господа миссионеры, вот когда все вышеперечисленные пункты сотрете с того перечня (и не с дисплея, а в жизни), тогда, может, и будет смысл как-то обсуждать и сравнивать  практическое воплощение наших идеологий. 

А пока – только в качестве затравки – про нас, евреев,  про наш маленький  еврейский мир, в котором хоть тоже хватает  всякой всячины, ругани, скандалов, суеты и прочих житейских отрицательностей, хоть мы тоже далеко не ангелы, но вот – загибайте пальчики:

–   стрельбу по живым мишеням мы ведем, только обороняясь, только защищая своих детей,  как в войнах, так и при погромах (тоже ж бывало).

–   силой и оружием свою идеологию ни в кого не внедряем, и даже настырные  уговоры для этого совсем не практикуем.

–   другие народы под себя,  для собственной выгоды не подгребаем,  а совсем даже наоборот – пытаемся отселить, отделить (правда, не очень успешно – кто-то этому активно мешает, кто – как думаете?)

–   голодом у нас никто не умирает – какой бы ни была бедной община, но всегда подкормит хоть чем-то, как-то обует и оденет, и пустит под крышу любого в том нуждающегося.

И обходимся мы при всем этом  без лозунгов о великой вселенской любви. Ничего, спокойно обходимся. Врагам ни щеку, ни шею не подставляем,  потому как тут же перегрызут – проверено историей многократно. (Подчеркну в скобках – обходимся без широковещательных лозунгов о любви, но не без самой любви как таковой, ибо золотое правило Торы, данное со всеми другими на Синае: «Возлюби ближнего как самого себя» – его у нас никто не отменял, и отменить не в силах)   

В общем, пребывайте себе в вашей всемирной любви без нас и предоставьте нам жить так, как нам хочется, как завещали нам наши предки. Мы, со своей стороны ничего не имеем против вашего образа жизни, и когда оставите нас в покое, тогда и «будем дружить семьями».

Спор об истине (совсем как у евангельского Пилата).

А еще, кроме провозглашения вселенской любви, возможно, нас с христианами разделяет также и представление об истине.  Сейчас опять слово  А.Меню –  по поводу  ответа ему какого-то еврея на его вопрос об истине. Этот еврейский ответ был таков, что иудаизм – это истина для евреев. Теперь сам Мень:
«….я возразил ему, что истина может быть только для всех или ни для кого. Или это истина, или это ложь». http://www.vehi.net/men/iudeohris.html

Ну, так. То что истина действительно одна –  вполне приемлемое допущение, но только, очевидно, для каждой какой-то определенной сферы. А вот как очерчивать сферу такой конкретной, единственной, истины, то человеку знать не дано – как и окончательную истину. Иначе же, сумев очертить эту сферу, человек как раз и ухватил бы истину за хвост, что по ее определению – невозможно.

Смысл подковырки в ответе Меня был в том, что иудаизм формирует себя как внутреннюю, семейную религию, а вот «истинная» религия должна быть для всех одна. То есть сфера, очерченная для нее Менем, это  все человечество. Ну и,  конечно, для Александра Меня эта истина есть христианство. Так почему ж он с этой своей уверенностью не шел обращать мусульман? Очевидно, понимал, что те пошлют его подальше, или даже приложат все силы, что бы переобратить его самого в их, тоже ж «истинную», веру.

В том и проблема, что критерий истинности человеку не дан в принципе. Кто более прав – мусульмане, христиане, буддисты, бахаи, сайентисты….? Ответа на этот вопрос я, естественно,  давать не буду – не мое это дело. Но некоторую подсказку или, скажем, направление для мысли  можно и дать.  Мень просто забыл, что человечество сильно различается внутри себя не только по расовым признакам, или по кулинарии, или по каким угодно другим внешним характеристикам, которые можно или поменять, или не замечать.  Есть более глубинные различия – по менталитету, т.е. по поведению, по массовому характеру, по реакции на раздражители и проч. Вот из-за разных-то менталитетов одной единственной «истинной» религии для всех никак не получается.  То есть, общечеловеческая религиозная  сфера (по Меню) пока что – до прихода Машиаха – распадается  на ряд сфер, со своими внутренними религиями.

Нам, евреям, откровение было дано свыше, чему, похоже, и завидуют другие конфессии, потому и хотят оттянуть нас от него, потому и лезут, навязчиво лезут к нам – в любую  дырочку. Ну а мы, уж простите, господа миссионеры, не собираемся менять это, полученное нами высшее откровение только потому, что кому-то там понравились чьи-то проповеди. Не меняем мы душу на горбушку.

Спускаться или подниматься? Нам или им?

Нет, не нам опускаться с Синая (Сиона) до вашего уровня, а вам подниматься к нам – к Синайскому откровению. Так сказано пророками – почитаемыми и вами же, т.е. непосредственно от Б-га. Ясно сказано и однозначно.  Читайте внимательней   (Исайя, 2 :3) :
И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима. 4 И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. (Подчеркнуто мною. БЛ).

Вот когда поднимитесь, когда сумеете достигнуть нашего уровня, вот тогда – и только тогда – исчезнет еврейская исключительность, еврейская избранность, потому как исчерпается наша функция.  Тогда и придет Машиах – Мессия, по-вашему. Тогда и настанет другой, благословенный мир.

Я специально выше процитировал для вас – чтоб вам легче вникнуть – не Тору (какой-либо из ее серьезных переводов), а ваше собственное ее переложение, ваш Ветхий Завет – якобы «Ветхий». Вы его можете  называть как угодно, но для нас Тора  – завет истинный, современный, не отмененный пока что никем, в т.ч. и сыном девственницы. Нигде в его проповедях не найдете хоть что-нибудь, хоть как-нибудь напоминающее отмену для нас Синайского завета с Б-гом.

Ну и еще, напоследок. Вот заповедь, данная нам в соблюдение четко, ясно и однозначно: ДА НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ ИНЫХ БОГОВ, КРОМЕ МЕНЯ. Это –  Тора, Шмот 20:3 (у вас Исход 20:3). Все. Один у нас Б-г, единственный, и никаких других.

Нееврейские народы могут изобретать себе двоичность–троичность, человеко-зверя,  бого-человека и вообще, что угодно. Отдельно взятые евреи могут туда и переметываться. И там вполне могут быть какие-то не очень понятные нам, невнятные для нас варианты монотеизма. Варианты для других, но не для нас. Наш монотеизм строг и однозначен – так он нам  заповедан навеки. А ваша версия монотеизма может быть и другой – то дело ваше.

Мы, конечно, не идеалы. Мы, может, многого еще недоделали. Я даже думаю, что действительно недоделали – не донесли еще полную суть монотеизма до других народов. (Подчеркиваю – я говорю здесь о монотеизме вообще, а не конкретно об иудаизме; последний во всей его полноте только наше достояние – его мы никуда не несем и ни кому не доносим, хоть и не закрываемся наглухо от желающих к нему прийти).  Да, вероятно, что недоработали мы пока. Даже ислам – это не тот монотеизм, не та его суть, для достижения которой мы должны были бы быть примером.

Но каковы бы ни были наши ошибки или недостатки – не внешним народам нас судить. Не тот уровень. Мы сами ответим за себя с приходом Машиаха. Как и другие народы и веры тоже ответят – всем придется самим за себя держать ответ.

=========================

Запись опубликована в рубрике Христиане, миссионеры а также прочие антисемиты, и их претензии с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

14 комментариев: Мягкая постель для евреев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *