К вопросу об израильско-палестинских переговорах – позиции сторон.

Сейчас, когда начался новый этап палестино-израильских переговоров – после трехлетнего перерыва и под победные литавры американских посредников – представляет интерес сравнить, с чем идут на переговоры обе стороны, какие позиции ими заявлялись в предшествующие времена. Сравнить и подумать, т.е. оценить шансы на успех достижения сторонами хоть какого-то компромисса.

Для этого в статье далее приводятся списки позиций и предъявляемых условий каждой из сторон. В таком – списочном – виде сравнение более облегчено и наглядно.

Начнем с палестинской стороны.   

В разное время (но уже после прихода к власти в Израиле право-центристских сил во главе с Нетаниягу в 2008 году) лидер палестинцев Абу Мазен выдвигал целый ряд условий его возвращения за стол израильско-палестинских переговоров. Чаще всего звучали первые два пункта из поименованных в нижеследующем списке их требований – эти два обычно проходят по разряду первоочередных и непререкаемых условий начала переговорного процесса. Остальные чаще озвучивались в качестве «красной черты» на переговорах, т.е., то, от чего палестинцы ни в коей мере не отступятся. Но ряд из них в какие-то времена также могли выдвигаться как предварительные условия, которые Израиль должен принять до начала переговоров, иначе, мол, последние просто не состоятся.

  1. Признание границ Палестины по линии «границ 67-го года». (что это за границы – см. здесь –  «Границы 67-го года – какие, почему и зачем?» , и здесь – «Еще раз к формуле "границы 67 года" – разоблачающие карты»)
  2. Полное замораживание строительства во всех еврейских поселениях внутри указанных границ 
  3. Начало новых переговоров от уровня договоренности достигнутой в процессе переговоров с Эхудом Ольмертом (об этом уровне см. «Двойные стандарты – ложь политическая и общемировая».
  4. Раздел Иерусалима. Иначе говоря, столицей Палестины должен стать Восточный Иерусалим, называемый ими Аль-Кудс. (карту-схему по этому вопросу см. «Еще раз к формуле "границы 67 года" – разоблачающие карты»)
  5. Освобождение Израилем всех заключенных, относимых ими к «борцам за свободу Палестины» (а по израильским представлениям – просто террористов, убийц мирных жителей вплоть до грудных детей). И в первую очередь выдвигалось требование еще до начала любых обсуждений выпустить заключенных, осужденных до переговоров в Осло, т.е. отсидевших к данному моменту 20 лет.
  6. Полная ликвидация всех еврейских поселений.
  7. Признание права палестинских беженцев войны 48-го года на возврат их по местам их бывшего проживания.
  8. Полный вывод с территории Палестины всех израильских войск и ликвидация всех баз.

Примечания к перечислению этих пунктов:

Пункт 4 – это, вообще-то, частный случай пункта 1, потому как границы-67 отрезают от Израиля и Восточный Иерусалим. Но обычно, все же, этот пункт выделялся отдельно, сам по себе, возможно, для подчеркивания его особой  важности для арабов,

Пункт 2 – это исключительное требование только для вступления в переговорный процесс, ибо по их завершению должен, по палестинской идее, вступить в силу п.6, Этот пункт (№2) однажды даже  был принят израильской стороной – Нетаниягу в начальной стадии своей каденции, идя вразрез с мнением большинства его партии, заморозил строительство за «зеленой чертой» на 10 месяцев и пригласил Абу Мазена:  мол, ваше предварительное условие выполнено, приходите – побеседуем. Тот и пришел… – только на 10-й месяц с начала замораживания и начал с требования продлить этот мораторий дальше. На том те переговоры и закончились. Естественно Нетаниягу однозначно отказал в удовлетворении того требования : шанс был дан ранее, шанс откровенно и даже с наглостью проигнорирован, новое требование припахивает сверхнаглостью и напрямую указывает – как противоположная сторона намерена использовать любые уступки ей. Хотите, мол, вести переговоры, удовлетворяйтесь тем, что уже было сделано для вас. Ну, а Абу Мазен удовлетвориться тем не счел нужным. Тем все и завершилось.

Пункт 6 – к нему тоже есть примечание-дополнение. Оказывается, речь здесь идет не просто о ликвидации самостоятельных, отдельных еврейских населенных пунктов, а вообще об изгнании ВСЕХ евреев из ВСЕЙ будущей Палестины.  Эту позицию озвучил сам Абу Мазен в своем выступлении у себя в автономии пару дней назад – перед самым началом нынешних переговоров. Он высказался примерно в том духе, что видит Палестину совершенно очищенной от еврейского присутствия, т.е. нечто вроде Саудовской Аравии, запрещающей въезд евреев даже на короткое время.

В принципе, это не новость – что-то сходное палестинский лидер выкладывал и раньше. Сверх того, даже, бывало, фотографировался с изображением Большой Палестины – от моря до Иордана, уничтожив тем самым государство Израиль, стерев его с карты. Но все это было для внутреннего потребления, без широкой аффектации.  Сейчас же он выдал это в час-пик, в момент, наибольшего ожидания и внимания ко всему связанному с переговорами, то есть, вполне определенно с прицелом на широкую аудиторию. Однако, отмечено это было, лишь на еврейской стороне. А главные толкатели переговоров – американцы – и ухом не повели. Видимо, Абу Мазен был в этом совершенно уверен – вряд ли он решился бы на что-нибудь, что, на его взгляд, могло бы рассердить Америку, его главного спонсора. Похоже, что прицел был на возмущение евреев – а вдруг они настолько вознегодуют, что наотрез откажутся вести переговоры с таким вот антиизраильским, антиеврейским деятелем… Если он действительно на это рассчитывал, то прокололся. Евреи не доставили ему такой ралости как прекращение переговоров по их – еврейской – вине.

.*         *         *

Израильские условия для начала переговоров содержат только один пункт: НИКАКИХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ – переговоры должны начаться с равного старта для обеих сторон, без раздачи предварительных уступок.

Но вот по поводу «красной черты», то тут в израильской среде также высказывались определенные позиции, переходить, которые Израиль ни в коем случае не должен.  Они перечислены ниже также с включением в общий список и первого условия для начала переговоров – что б выдержать как-то паритет с палестинским перечнем, где перемешаны и предварительные условия и непереходимые, непересекаемые границы (там их разделить не всегда возможно).

  1. Переговоры без предварительных условий.
  2. Еврейский характер государства Израиль (признание этого положения палестинцами)
  3. Иерусалим неделим и в полном своем объеме является столицей Израиля.
  4. На палестинской территории остаются военные базы Израиля (в первую очередь в долине р. Иерихон)
  5. Определенная часть поселений  (в первую очередь  – крупные городские скопления) остаются за Израилем, т.е. выводятся из границ палестинского государства. (Какие из них – это предмет переговоров)
  6. Террористы, имеющие израильское гражданство (т.е. не палестинские, а израильские арабы), в списки выпускаемых из тюрем не включаются – они остаются под израильской же юрисдикцией.
  7. Беженцы 48-го года в Израиль не возвращаются – их судьба это забота палестинского государства..

Израилю, надо сказать не всегда удавалось выдержать данные установки – слишком велико постоянное давление на него со стороны ряда интересантов (см. «Двойные стандарты – ложь политическая и общемировая».). Но, тем не менее, надо отдать должное крепости Нетаниягу – он умеет держать удар со стороны даже столь превосходящих сил, как американские президенты, и не раз он это демонстрировал. Ну, а когда все же отступает, то, что ж,  Б-г ему судья, а он – политик и должен учитывать множество факторов, далеко не всегда нам известных.

Одно из таких отступлений указано уже выше – по поводу замораживания строительства в поселениях. Его можно рассматривать как начальный эксперимент, как проверку партнера на держание им своего слова.  Результат – понятен, и Нетаниягу сделал из него выводы.

Второе отступление было вот на днях – перед нынешним этапом раскрутки переговоров. Под сильнейшим давлением американцев Израиль согласился с предварительным палестинским условием выпуска из тюрем до-Ословских террористов.(см. там же – «Двойные стандарты – ложь политическая и общемировая»).

Более того, в последний момент Нетаниягу перешел и красную черту – нарушил п. 6 в приведенном выше перечне. Он включил в список выпускаемых террористов и пару десятков подданных Израиля, очевидно, под  непрекращающимся американским нажимом из-за угроз палестинцев сорвать столь долго подготавливаемые ими переговоры, если Израиль не пойдет на этот шаг.

Но и тут в плюс Нетаниягу следует поставить то, что самые главные предварительные условия палестинцев (см. пп.1 и 2 в списке их требований) им пришлось снять, заменив их на выпуск террористов, что более политически приемлемо для Израиля,  хоть и очень тяжело в моральном плане (об этом см., например, «Семьи заключенных террористов ждут их возвращения, семьи убитых возмущены»)

Вот это и есть то, что названо выше спортивным термином «держать удар».

*         *         *

Сравнительный анализ двух списков – дело интересное, но, может, читатель его и осуществит – сам для себя. Правда, человек, не знакомый с ближневосточной кухней изнутри, при таком сравнении легко может прийти к совершенно неверным выводам – «Восток дело тонкое!».  Впрочем, я все же настроен вернуться к этому сравнению, но несколько позже – сейчас на то нет времени.

Запись опубликована в рубрике Евреи и арабы в Святой Земле (Израиль, Газа, Палестина). с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *