Несостоятельность идеи об изначально старой Земле

1. Введение

При обсуждении известных нестыковок библейских и научных представлений о длительности истории Земли видное место занимает идея старой Земли, т.е. Земли, сотворенной Б-гом за 6 дней, но уже изначально в весьма преклонном возрасте, т.е. с заложенными в ней следами очень длительной истории. Эта идея возникла еще в середине позапрошлого (19-го) века, как реакция христианских ученых на тогдашние успехи геологического изучения Европы. Затем она получила прописку и в иудаизме. В последние годы она обрела особую популярность в связи с эссе Борхеса на эту тему (см Хорхе Луис Борхес), первично появившегося, правда, еще в середине прошлого (20-го) века, но вот дублируемого и активно цитируемого и посейчас на десятках интернет-ресурсов. Тем более интересно разобраться в сути этой идеи и присмотреться – так ли уж она приспособлена к решению одной из ключевых проблем взаимоотношения веры и науки.

2. Общий фон в данной конкретной задаче.

В статье о возрасте Земли приведены 4 наиболее ходовые варианта сбивки резко различающихся данных Торы и науки по возрасту Земли, да и мира в целом. Каждый из них основывался на введении какого-то дополнительного фактора, в Торе не фигурирующего, и в то же время не входящего с ней в противоречие. Но, в противовес этим вариантам, основная цель той статьи была в представлении принципиально иного подхода к решению данной проблемы – не на пути придумывания какого-то добавочного пунктика, исходно не прописанного в Торе, а путем анализа самих научных принципов  с целью выявления степени их истинности.

Вместе с тем, там подчеркивалось право человека верить в любой из тех четырех вариантов, ибо вера не подлежит отрицанию (если она не покушается на соседскую жизнь). Иначе говоря, вера не опровергаема никакой логикой. Но с другой стороны какие-то веры могут быть отторгнуты практикой, жизнью вообще и т.д. Стоит еще подчеркнуть – не логикой, не какими-то умозаключениями, а только практической жизнью. Вот в этом и постараемся далее разобраться – в том, как одна из этих четырех небольших вер противоречит окружающей жизни.

Для начала повторим тут эти варианты подгонки Торы под сильно популярные ныне представления об очень большой продолжительности существования мира и Земли конкретно.

  1. Вариант создания Творцом нескольких или даже многих миров (к примеру, миры динозавров, мамонтов и др.) из которых наш является последним по счету и не превышающим по возрасту ту цифру, которая подсчитана по Торе. Это вариант оказывается достаточно близким к катастрофизму – к теории катастроф, по Кювье.
  2. Известно, что отсчет лет в Торе начинается не с первого Дня Творения, а с момента создания человека, т.е. с 6-го дня. Так вот, этот второй вариант согласования тех и других цифр возраста постулирует, что предыдущие «дни», являются не привычными нам днями, а какими-то многомиллионо-летними или даже миллиардо-летними эпохами.
  3. Вариант, предполагающий, что во времена Сотворения Мира скорости всех процессов были на порядки выше, чем в последующие времена, и потому подсчеты начала мира (или Земли) основанные на современных скоростях дают резко завышенные результаты.
  4. Вариант создания Творцом «старой» Земли, у которой попросту с самого момента ее рождения (т.е. буквально с нулевой точки отсчета ее жизни) фиксируется ее древний исходный возраст – в те самые миллиарды лет, что сейчас выдает наука. Дальнейшей историей (уже действительной) та первичная цифра наращивается, но вот исходной истории просто не существовало – есть только ее видимость, созданная Творцом.[1]

Эти варианты логически равноправны – среди них нет какого-то единственно правильного, так же как нет и неверных построений, т.е., изначально ложных. В самом деле, в каждом варианте есть свое предположение, никак не доказуемое, но и не опровергаемое ни логикой, ни Торой. В первом из них – это идея о предшествующих мирах, во втором – представление, что Дни Творения соответствовали огромным промежуткам времени, в третьем – мысль, что в период Сотворения скорости всех процессов (физических, химических, механических и проч.) многократнейше превышали скорости таких же процессов в наше время, в четвертом – представление о Сотворении уже изначально старой Земли, И раз любой из этих домыслов не может быть ни опровергнут, ни логически доказан, то и вес у них у всех совершенно одинаков. Любой из них имеет право на своих приверженцев, и выбор из них сугубо индивидуален. Он зависит только от личных предпочтений каждого верующего человека, от его менталитета. И все это должно распространяться на любые другие варианты согласования, которые могут быть изобретены в дальнейшем, если они будут отвечать таким же условиям: а) недоказуемость, и б) неопровергаемость.

Вместе с тем внутри этого комплекса вариантов, сходных по параметру логики их построения, можно провести некую разграничительную линию. Первые три из них не имеют связи с окружающим нас миром – они вне его, они об очень далеком прошлом. А вот последний вариант, хоть тоже о прошлом, но, все же, с прямым выходом на современность. Эта связь его с нынешним миром в том, что впечатанная в Землю ее не существовавшая (по данному варианту) история прочитывается и ныне, так же, к примеру, как прочитывается история дерева по его годовым кольцам. Вот с этим тут и будем разбираться

3. Предпосылки появления идеи старой Земли.

В первой половине XIX века учеными Европы буквально за пару десятилетий была выстроена стратиграфическая шкала, ступенчато отразившая развитие жизни на Земле в виде последовательной смены фауны, начиная от нижних слоев осадочных пород по направлению к более верхним. Эта шкала состоит из залегающих друг на друге осадочных комплексов (систем), каждый из которых характеризуется своими наборами ископаемой фауны – очень разнообразными наборами, громадными по числу представленных видов. Их полная демонстрация здесь невозможна и просто бессмысленна, ну а для общего представления приводится таблица с показом в ней определенных «парадных фигур» этих комплексов.

 

Группа (Эра) Система (Период) Символ Животный мир
Кайнозой Четвертичный (антропоген) Q Человек
Третичный Неоген Ng Высшие млекопитающие (типа современных)
Палеоген Pg Первые крупные млекопитающие (низший тип)
Мезозой Мел K Птицы, змеи
Юра J Динозавры
Триас T Пресмыкающиеся (рептилии)
Палеозой Пермь P Земноводные (амфибии)
Карбон C Рыбы современного типа.
Девон D Панцирные рыбы
Силур S Граптолиты
Ордовик O Трилобиты
Кембрий Є Археоциаты
Стратиграфическая шкала с указанием характерных представителей живого мира в соответствующих подразделениях. Она здесь обобщена и упрощена, но в целом соответствует действительной ситуации строения и истории земной коры. Живой мир по системам показан или там, где впервые появился, или по месту его наибольшего расцвета. Взята сюда из статьи Тора и геология о становлении жизни (в той статье это таблица 1), и там несколько более подробно освещен ряд вопросов, с ней связанных.

 

По исходному подходу стратиграфическая шкала отражает вертикальную структуру земной коры, что однозначно подтверждено (еще точней сказать – доказано) большой армией геологов на всех материках. Этот подход можно назвать статическим аспектом стратиграфической шкалы. Ну и далее, эта же шкала является отражением исторического процесса становления земной коры. Историческая последовательность выводится из статического аспекта путем приложения к нему принципа Стенона: вышележащий слой осадочной породы моложе, чем слой, его подстилающий. Отсюда историческая последовательность указанных подразделений в данной шкале идет снизу вверх – от наиболее тут древнего кембрия, к самому молодому – антропогену.

В той же статье Тора и геология … показано, что уже на заре своего становления, наука геология прямо подтвердила порядок образования живого мира по Торе. Это в общих чертах просматривается и по приведенной здесь таблице, ну а еще более убедительные данные, однозначно доказывающие отличное совпадение стратиграфических построений с данными Торы, сведены там же в таблице 2.

Итак, в серьезных и глубоких стратиграфических исследованиях не обнаруживается никакого конфликта со Священным Писанием. Но свято место пусто не бывает – нет конфликта, так надо его создать, т.е. придумать и объявить действительным. И тогда в ход пошло представление о том, что для последовательной смены массы новых организмов, выявленных палеонтологами, требуются очень большие промежутки времени, а не несколько дней, оговоренных в Священном Писании.

Вот так, уже на этом начальном этапе (еще додарвинском) стратиграфы и палеонтологи, настроились на признание значительной длительности истории Земли – в несколько десятков тысяч лет, а то и более чем в сотню тысяч. [2] Базировались они при этом на множественности сменяющихся форм организмов, что требовало, по их мнению, значительных отрезков времени, не сводящихся к отдельным Дням Творения.

Надо подчеркнуть еще, что собственно геологические исследования дают только относительное расположение тех или иных этапов по шкале времени – что было раньше, а что позже, и все. Характеристик длительности чего-либо из стратиграфии не выудить. Так что мнение о десятки- или сотни-тысячелетней протяженности геологического времени было только мнением, и не больше – мнением, базирующимся лишь на каких-то житейских взглядах самих ученых, но не на данных науки. Тем не менее, оно выглядело достаточно убедительным и для окружающего (негеологического) общества. Точно также как для современного общества кажутся убедительными миллиардо-летние возраста по интерпретации радиоизотопных анализов горных пород. Но об этом тут есть специальная статья (см. статью Возраст Земли), а здесь рассматривается другой вопрос, и по нему идем дальше.

4. Появление гипотезы сотворения старой Земли.

Понятно, что эти выкладки об очень длительной истории вызвали в головах религиозных людей определенную раздвоенность: с одной стороны – 6 Дней Творения по Писанию, а с другой – все эти научные построения, представлявшиеся неоспоримыми. Это требовало своего разрешения, вот тогда и появляется идея сотворения Земли с уже как бы впечатанной в нее историей становления, которую она – Земля – в самом-то деле и не проходила. То есть, проще говоря, идея уже исходно старой Земли, в которую одноразово были заложены ископаемые остатки всех возрастов – именно одним Б-жественным приемом, без какой-либо поступательной истории.

Впервые ее выдвинул английский натуралист-зоолог середины 19 века Филипп Госс (или Гессе – в другой транскрипции), более известный, кстати, как изобретатель аквариума. Надо сказать, что уже тогда эта идея встретила определенное неприятие у религиозных европейцев. Есть свидетельство, что близкий друг ее автора высказал ему резкое несогласие: не мог Господь начертать на скалах «плоский и грандиозный обман». Но со временем такие возражения были как-то похоронены.

Ну и спустя время эта идея благополучно перекочевала из европейско-христианского мира в иудейский – приходилось слышать о ней из уст уважаемых раввинов, и вот уже в рамках ортодоксального иудаизма вышел двухтомный труд рава Ашера Кушнира «Реальность и иллюзия»[3], опирающийся на это представление. Да и в интернете она обсуждается, даже не только в религиозных, но и в серьезных научных кругах (см., например, Аргумент Госсе  Д. Шабанова)

5. Теперь разберемся в обоснованиях этой гипотезы о старой Земле.

Обычно эта идея опирается на ситуацию с Адамом, который был создан сразу же взрослым, с бородой и т.д. Логика тут проста: если это можно было сотворить с человеком, то чем Земля хуже? Точно так же и она могла быть создана сразу же в весьма почтенном возрасте.

Но такая аналогия приемлема только на первый, невзыскательный взгляд, а на деле она не работает – в отличие от земной коры в теле человека не фиксируются его прошлые состояния. Возрастные изменения, конечно же, происходят – развитие человеческого организма во времени есть неоспоримый факт. Однако, оно не консервируется в материальных носителях – во взрослом человеке не сохраняется ничего от трех- или десятилетнего его возраста.

Да, есть организмы, в которых года отпечатывают свои следы, например, моллюски (в ребристом нарастании их раковин) или те же деревья с их годовыми кольцами, но в человеке таких закрепленных следов не остается.[4] А в земной коре сходные следы фиксируются четко и определенно, что и показано выше. Конечно, их выявление – это не такая уж простая задача, это не спил древесного ствола, где кольца увидит любой. Тем не менее, эта задача решаема. При приложении труда и головы она доступна осмыслению, что и доказано развитием геологии за последние два века. Итак, пример Адама с Хавой для Земли не подходит уже хотя бы по этой причине, но и не только по ней.

Далее, почему Б-г создал Адама взрослым, а не грудным младенцем – это понятно. Простой, и при этом не единственно возможный, ответ таков: не существовало еще груди для его вскармливания, ну и равным образом так же для Хавы. А вот относительно идеи старой Земли на сходный, и очень естественный, вопрос такого простого ответа не просматривается. В самом деле, для чего нужно было Вс-вышнему создавать в земной коре этакую шараду – так глубоко продвинутую и повсеместно распространенную? Рав Кушнир отвечает: что бы запутать будущих исследователей, посмеяться над ними, как насмехался Он в свое время над Мицраимом (Египтом), укрепляя сердце Паро (фараона), заставляя его забыть, откинуть память о прошедшей казни, что бы напроситься на последующую казнь для себя и своего народа (про все это читаем у него в т.2, на стр.196-197).

Однако, сравнение геологов с фараоном – это не слишком удачная находка. Ну, хотя бы потому, что там имелась очевидная цель для таких действий, а какова цель здесь? Если действительно, по Кушниру, геология есть глупость, объект Б-жественных издевательств, то с чего бы тогда геологи умудряются находить месторождения разных руд, нефти, других полезных ископаемых, спрятанных в глубоких недрах? А без таких геологических изысканий нынешний цивилизованный мир просто бы не существовал – не было б никаких шансов на него. Скажем, даже такой привычный нам электрический свет невозможен без меди в обмотках генераторов и в проводах, а медных месторождений, выходящих на поверхность земли и потому известных человеку задолго до появления геологов (типа копей царя Шломо недалеко от Эйлата), таких вот выходов совсем немного, да и запасами они невелики. Их никак не хватит для мирового освещения. Геологи находят все новые и новые месторождения в глубинах земли (и меди, и нефти и пр. и пр.), потому что знают, где их стоит искать, где копать и бурить скважины. А знают это, потому что разбираются в истории земной коры, изученной благодаря последовательности ископаемых организмов и зафиксированной ими же на геологических картах.

В двухтомнике рава Кушнира еще много других анти-геологических подач, например, сентенция о том, что динозавры жили в одно время с людьми, но только в других местах, потому, мол, и не встречались с ними. Или что все ископаемые окаменелости (со всех периодов!?) образовались одновременно в результате их выварки в водах Потопа, представлявших собой, ни много, ни мало, как кипящий рассол (все это в томе 2, на стр. 141, в т.ч. про динозавров – на той же странице в сноске 254).[5]

На этом геологические перлы данной книги не исчерпываются, но разбирать их все не имеет смысла. И указанного достаточно, что бы понять противоречие данной позиции реально доказуемым научным фактам. Например, тому факту, засвидетельствованному многократнейше, что слои с останками динозавров никогда и нигде не содержат не только останков древних людей (это-то у Кушнира объяснено разными территориями их обитания), но также они не содержат и ископаемые организмы флоры и фауны, которые повсеместно сопровождают человеческие останки в соответствующих слоях. Таковой факт доказан однозначно, т.е. на 100% уверенности – виды, рода, семейства ископаемых организмов, по которым выделяются отделы с динозаврами (мезозойская эра) резко отличны от таковых же, определяющих антропоген, названный так, потому что именно в нем появился человек. И вот эту ситуацию уже никак не объяснить растаскиванием по разным местам всего того множества разных типов ископаемых организмов. Просто не могли они физически взять и двумя громаднейшими группами вполне согласованно разбежаться по разным местам. Ну и наконец, на всех материках фиксируется ясное разделение антропогена (с человеческими останками) и мезозоя (с останками динозавров) – их разделяют слои, содержащие останки животных, отличных как от мезозойских останков, так и от антропогеновых. Эти разделяющие отделы четко видны в таблице – палеоген и неоген. Сие тоже невозможно объяснить никакими территориальными разделениями-разбеганиями.

Все вышеизложенное однозначно свидетельствует – стратиграфические построения в геологии есть действительно существующая, ясно доказуемая реальность. Отрицание этой реальности имеет такую же степень правомерности, как и отрицание, к примеру, закона Ампера. И то, и другое требует перебазирования в пещеры или, по крайней мере, откат на пару веков назад со всеми вытекающими отсюда последствиями. Таким образом, идея создания «старой» Земли вступает в открытый конфликт с геологической наукой, и тем самым она нацелена лишить человечество важнейшего инструментария при поисках месторождений. Посему она не может рассматриваться как действенный противовес атеистической идеологии.

6. Заключение.

Итак, идея старой Земли, абсолютно несогласованна с действительной практикой сегодняшнего мира. Остальные три не вступают в такое противоречие и посему могут использоваться как некие модели теми, кто верит в ту или иную из них. При этом, можно повторить, что для снятия противоречий Торы и науки в возрастной сфере есть вариант и вне таких вот подпорок под Тору, а исходя непосредственно из основ научного мышления – прямым их анализом. Это и вскрыто в полном объеме в статье Возраст Земли. Если развернутый там подход сжать в одно предложение, то он прозвучит так: Лета, которыми оперирует геохронология (а также космология и в некоторой степени археология) суть не года обращения Земли вокруг Солнца, а только некие условные единицы абстрактного времени, могущие принимать совершенно различные значения в разных моделях истории Земли и Космоса.

Ну а верящим в версию «Старая Земля» стоит все же подумать и понять, что, пользуясь благами нынешней цивилизации, они именно этим ее (версию) и отвергают. Отвергают прямыми своими действиями – просто в силу пользования электричеством, разнообразным транспортом и прочими современными удобствами. Ибо никакой научно-технический прогресс не был бы возможен, если б геологи не умели находить месторождения полезных ископаемых. А умение это основывается на знании структуры и истории земной коры – действительной истории, запечатленной в недрах. Характерные окаменелости в стратиграфических подразделениях – это действительные следы настоящей истории, а никак не шарада, накрученная неизвестно с какими целями. Еще раз: если б это была Б-жественная шарада, загадка человечеству, бессистемное нагромождение каких-то окаменелых нонсенсов, повторяющих формы костей или раковин, то человек не смог бы изыскать никакие глубинные месторождения, и развитие человеческого общества застыло бы в лучшем случае на стадии свечей, печей и лошадей.

Ну и наконец, истинная наука, базирующаяся не на произвольных человеческих домыслах, а на реальных природных фактах, никак не опровергает Тору. Наоборот, она раскручивает и множит подтверждения положениям Торы. Это напрямую показано на тех же стратиграфических данных в упоминаемой уже выше статье Тора и геология … .

А вот вбивают клин между Торой и наукой именно произвольные домыслы с любой стороны, хоть атеистической, хоть религиозной. К таковым, например, относится идейка о несовместимости друг с другом мира духовного и мира материального, которую, бывает, озвучивают нападающие каждой из сторон, хоть и с противоположными прицелами. В реальности же оба эти мира – не антагонисты, и бессмысленно выставлять их враждующими системами. Только их полноценное объединение, только обоюдная опора на них позволит продвигаться вперед в этом, пока что очень конфликтном, мире. Так же как у человека левая и правая нога не могут быть антагонистами – ни на одной из них он далеко не ускачет, необходимо равноправное использование обеих.

—————————————————

[1] Кроме этих четырех имеются и еще кое-какие, менее распространенные варианты, например, полное отрицание научных выкладок на эту тему по типу того, что для Б-га вообще не существует никакого времени, для Него и реальные наши тысячелетия, и вычисляемые наукой миллиардолетия – все это меньше мгновения. Так чего ж тогда обращать внимание на какие-то ихние (т.е. научные) разночтения с Торой? Или еще проще: «а я не верю в радиометрические данные» – мнение, подкрепленное многочисленными примерами замеченных нонсенсов в определениях абсолютного возраста разных образований (такие примеры активно коллекционируют сторонники креационизма, здесь пока не разбираемые). Конечно, такие мнения отдают неким религиозным экстремизмом – этакое презрение к научным наработкам. Но они, между прочим, ничуть не хуже сходного же, хоть и противоположно ориентированного, научно-атеистического нигилизма – презрительного отношения к «библейским сказочкам».

[2] Это был этап науки еще до выявления радиоактивных элементов вообще, ну и, тем более, задолго до применения радиоизотопных методов в геологии, поднявших возраста уже до миллионов и миллиардов лет.

[3] Ашер Кушнир «Реальность и иллюзия», ч.2., А.Х.И, 2018

[4] У апологетов старой Земли можно прочитать, в качестве подтверждения той идеи, что если б какая-то комиссия обследовала Адама сразу же после его создания, то она (комиссия) наверняка определила бы его возраст в районе 20-30-лет. Так вот нет – таковое определение не могло состояться просто принципиально. Да, мы умеем на глазок определять возраст человека (с какой-то там точностью), но только потому, что с детства имеем образцы – мы уже знаем (узнаем по ходу нашего взросления), как выглядят люди разного возраста. С такими образцами в нашем сознании и сравниваем конкретного индивида для прикидки его возраста. А любая комиссия, ранее людей не встречавшая (скажем, инопланетная) останется просто бессильной в данном вопросе – у нее не будет никакого инструментария для определения возраста новорожденного Адама. Ей просто не с кем будет сравнивать – на Земле образцов для сравнения тогда еще не появилось. Вот и вся недолга.

[5] К слову говоря, надо отметить, что в целом двухтомник рава Ашера Кушнира производит хорошее впечатление постановкой проблемы, охватом разных вопросов и аспектов, компоновкой изложения, громаднейшим объемом проработанной литературы. Однако, увлеченность автора идеей развенчать атеистическую идеологию путем противопоставления как бы реальной духовности как бы иллюзорному материализму привела его к абсолютно неприемлемой подтасовке геологических фактов, что, соответственно, может вызвать и некоторую настороженность к адекватности его обильных выкладок по другим научным сферам – биологии, генетике, космологии и пр.

Запись опубликована в рубрике Статьи в СМИ по этой теме, Тора и наука с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария на «Несостоятельность идеи об изначально старой Земле»

  1. Даниил говорит:

    Бер, здравствуйте. Вам надо вести канал на ютуб.

    • Ber говорит:

      Однако, не понял – зачем это надо?

      • Даниил говорит:

        Попробуйте. Молодые евреи тратят больше времени за просмотром youtube сейчас, чем за чтением блогов, тем более размещённых на standalone сайтах как ваш.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *