Яир Лапид и менталитеты народов, обществ, прослоек.

Совсем вот только что, в Израиле одной из самых злободневных и обсуждаемых новостей было заявление Яира Лапида (сделанное где-то на прошлой неделе) об оставлении им журналистского поприща для перехода в сферу политической деятельности. Такой ажиотаж в политических кругах вызван тем, что данный Яир Лапид – очень популярный телеведущий очень известного израильского телеканала, и в силу этого способный перетянуть на себя значительную часть электората, т.е. сильно перекроить израильскую политическую карту. Особенное беспокойство ощущается в левых и центристских кругах, т.к. его позиция как раз и определяется как немного левее центра, хотя эти вот оценки расположения: «немного» или, наоборот, «сильно левее» – они вопрос спорный.  Его активное неприятие «религиозного мракобесия», на мой взгляд, свидетельствует об очень заметной левизне его позиции.
По утверждению некоторых обозревателей именно против него был нацелен законопроект, проталкиваемый сейчас в Кнессете (израильском парламенте) оппозицией,  согласно которому журналисты, намеренные перейти на политическую  арену деятельности, должны будут выдержать трехлетний срок между оставлением журналистского поприща и баллотированием в депутаты. Обоснование: мелькая перед зрителями, слушателями, читателями до самых выборов и непосредственно перед ними, они получают большую фору в сознании потенциальных избирателей по сравнению с другими депутатами. И, как говорят, у этого законопроекта есть большие шансы быть принятым достаточно быстро.
Так вот, кажется, Лапид решил сработать на упреждение – объявить о переходе из журналистики в политику до принятия этого закона, что б тот не отрезал ему возможность баллотироваться в депутаты на ближайшей сессии

*         *          *

Все вышесказанное – только некоторая преамбула к рассмотрению более интересной для меня темы соотношения разных менталитетов. В данном случае это прямой повод для рассмотрения менталитета  евреев-атеистов. И повод этот заключается в том, что несколько лет назад именно этот журналист выкатил  примечательный вопль души – души светского, демократически настроенного еврея: «За что они нас ненавидят???»
Это – вопль по поводу иррациональной нелюбви к нам – евреям – со стороны арабов и вообще мусульманского мира.

Я приведу здесь его русский перевод, и далее – некоторые свои мысли по его поводу, выставленные сколько-то лет назад (порядка пяти-шести) в Гостевой книге портала «Заметки по еврейской истории», Выставил я это там как реакцию на перепечатку там же в Гостевой этого лапидовского крика души. Интересно, что сам тот крик не вызвал тогда сколько-то заметного отклика форумщиков,  а вот моя реакция, размещенная спустя какое-то время – таки вызвала вполне бурный всплеск обсуждения и эмоций.
Ну а теперь к делу..

*         *          *

Яир Лапид  «Загадка ненависти»
Перевод Ricky

Сто лет конфликта, 6 войн, миллиард долларов, выброшенных на ветер, сотни тысяч убитых, не считая мальчика, лежащего рядом со мной на скалистом берегу озера Керон в 82-м. Мы оба смотрели, как его кишки вываливаются наружу. Вертолет забрал его, и до сих пор я не знаю, жив он или мертв. И все же это невозможно понять.
Это не только то, что произошло, но и то, чего НЕ произошло – непостроенные больницы, неоткрытые университеты, непроложенные дороги, три года, вырванные армией из жизни миллионов молодых людей. И до сих пор ни намека на решение загадки, с которой все началось:
На этот раз я не имею в виду палестинцев. Наш с ними конфликт интимен и регионален, и напрямую влияет на их жизнь. Не затрагивая вопроса, кто прав, понятно, что у них есть причины не хотеть нашего пребывания здесь. Мы все понимаем, что в конечном итоге, так это и решится, между нами и ними, кровью, потом и слезами, которые запачкают страницы договора. Пока этого не случилось, это все-таки война, которую можно понять, хотя ни один вменяемый человек не поймет средств, которыми она ведется.
Это о других, которых понять нельзя. Почему Насралла, вместе с сотнями тысяч своих сподвижников, посвящает свою жизнь и свои несомненные спсобности, судьбу своей страны, войне со страной, которой никогда не видел, с людьми, которых никогда не встречал, с армией, с которой он не имеет ни малейшей причины воевать?
Почему иранские дети, которые даже не могут найти Израиль на карте (в основном, по причине его микроскопичеких размеров), сжигают его флаг на городской площади и предлагают покончить с собой ради его уничтожения?
Почему египетские и иорданские интеллектуалы натравляют наивных и беспомощных против мирных договоров, прекрасно понимая, что отмена мирных договоров отбросит их страны на двадцать лет назад? Почему сирийцы готовы оставаться убогой страной третьего мира ради сомнительного права субсидировать террористические организации, которые, в конечном счете, будут угрожать их же существованию? За что нас ненавидят в Ираке? В Судане? Что мы им сделали? Какое отношение мы вообще имеем к их жизни? Что они знают о нас? И почему нас ненавидят в Афганистане? Им там нечего есть, откуда у них силы ненавидеть?
Есть так много ответов на этот вопрос, и всеже он остается загадкой. Да, это на религиозной почве, но и религиозные люди сами делают свой выбор. Коран (и Шариат- свод религиозных законов, как Шульхан Арух у евреев), содержит тысячи законов, почему же именно мы так их занимаем?
Есть немало государств, давших им веские причины для ненависти. Не мы вели крестовые походы, не мы правили колониями, никогда мы не пытались обратить их в иудаизм. Монголы, сельджуки, греки, римляне, крестоносцы, оттоманцы, англичане, все захватывали, разрушали, разграбляли весь регион.
Мы даже и не пытались, как же получилось, что именно мы – ВРАГ?
Если речь идет о солидарности со своими братьями – палестинцами, то где же саудовские тракторы, отстраивающие район Гуш Катиф? Что произошло с индонезийской делегацией, строящей новую школу в Газе? Где врачи из Кувейта с новейшим операционным оборудованием? Есть так много способов возлюбить брата своего, почему же они предпочитают помогать ему ненавидеть?
Это из-за чего-то, что мы сделали? Полторы тысячи лет антисемитизма научили нас (самым болезненным образом) тому, что есть в нас нечто, что раздражает весь мир. И тогда мы сделали то, чего все от нас хотели: ушли. Построили себе свое крохотное государство, в котором мы сможем доводить друг друга, не мешая другим. И даже не просили многого. Израиль простирается на территорию 1% от площади Саудовской Аравии. Ни нефти, ни полезных ископаемых. Не занимая территорию ни одного из существущих государств. Города, которые подверглись обстрелам на этой неделе, ни у кого не были отобраны. Наария, Афула и Кармиэль вообще не существовали, пока мы их не основали. Остальные Катюши ударили по местам, принадлежность которых нам никогда и никем не оспаривалась. В Хайфе жили евреи еще в 3-м веке до нашей эры, Тверия была местом последнего Синедриона, так что нельзя сказать, что мы отобрали их у кого бы то ни было.
Однако ненависть продолжается. Активная, ядовитая, непрерывная. В предудущую субботу президент Ирана Ахмениджад снова призвал "действовать во имя уничтожения Израиля", как будо мы бактерии. Мы так к этому привыкли, что даже не спрашиваем почему.
Израиль не надеется и никогда не надеялся, что Иран исчезнет. Пока они этого хотели, мы поддерживали с ними дипломатические отношения. Между нами нет границы, или даже плохих воспоминаний. И все же они готовы бороться со всем западным миром, терпеть торговые эмбарго, ухудшать качество жизни, разрушить то малое, что осталось от их экономики за право горячо нас ненавидеть.
Я пытаюсь вспомнить и не могу: мы их чем-то обидели? Когда? Как? Почему он сказал в своей речи, что Израиль – главная проблема мусульманского мира? Более миллиарда людей живут в исламском мире, бОльшая часть в жутких условиях. Они голодают, живут в нищете, безграмотны, страдают в кровопролитнгых конфликтах, от Кашмира до Курдистана, от Дарфора, умирающего от голода, до Бангладеш, истекающего кровью. С чего вдруг мы – их главная проблема? Каким образом мы им мешаем?

Я отказываюсь принять объяснения на уровне "Такие уж они есть". Это говорилось о нас так часто, что я уже сомневаюсь в этом утверждении. Должна быть причина получше, какая нибудь тайна, из-за которой жители Южного Ливана решают поджечь тихую границу, захватить солдат армии, которая уже давно ушла с их территории, превратить в руины свое государство, которое едва стало восстанавливаться после многих трагических лет.
Мы привыкли говорить себе предложения вроде "Это Иранское влияние" или "Сирия заправляет всем" – но это слишком простое объяснение. Что с ними? О чем они думают? Что с их надеждами, любовью, мечтами и стремлениями? Что с их детьми? Когда они разрушают жизни своих детей и посылают их умирать, неужели им достаточно сказать, что оно того стОило, только потому, что они до такой степени нас ненавидят?

*         *          *

Дальше – моя реакция на этот вопль, размещенная, как уже сказано, в Гостевой книге «Заметок по еврейской истории» в августе 2006 года. Вся она, для лучшего восприятия, выделена синим шрифтом (за исключением пары последних абзацев, дописанных только что – для данного блога). Выделение в ней курсивом, так же как в Гостевой, является  цитированием (частичным) предшествовавшего поста, который и явился причиной обсуждения (в нем как раз была выставлена полностью сентенция Я.Лапида в русском переводе, приведенная здесь выше)

*         *          *

Не знаю, насколько осмысленно сейчас представлять некие аналитические построения – в нынешнее-то время, предельно зацикленное на конкретных вопросах жизни и смерти. Но уж больно зацепил сердце недавно обнародованный (хотя, как оказалось, уже ушедший в архив) буквальный вопль души. Не могу на него не откликнуться. Тем более, что все это таки в струе сегодняшних проблем. И сможет, надеюсь, дать определенную опору мятущимся душам.
Вот он – этот крик души, конечно, в отдельных выбранных фразах:
==================================
Загадка ненависти. Boris Tenenbaum – polucheno iz Israel'ya
– Wednesday, August 09, 2006 at 12:49:31 (PDT)
Яир Лапид
Перевод Ricky

….. За что нас ненавидят в Ираке? В Судане? Что мы им сделали? Какое отношение мы вообще имеем к их жизни? Что они знают о нас? И почему нас ненавидят в Афганистане? Им там нечего есть, откуда у них силы ненавидеть?
………
Есть немало государств, давших им веские причины для ненависти. Не мы вели крестовые походы, не мы правили колониями, никогда мы не пытались обратить их в иудаизм. Монголы, сельджуки, греки, римляне, крестоносцы, оттоманцы, англичане, все захватывали, разрушали, разграбляли весь регион.
Мы даже и не пытались, как же получилось, что именно мы – ВРАГ?
………….
В предудущую субботу президент Ирана Ахмениджад снова призвал "действовать во имя уничтожения Израиля", как будо мы бактерии
. …………
Я отказываюсь принять объяснения на уровне "Такие уж они есть". Это говорилось о нас так часто, что я уже сомневаюсь в этом утверждении.
……
Что с ними? О чем они думают? ……Когда они разрушают жизни своих детей и посылают их умирать, неужели им достаточно сказать, что оно того стОило, только потому, что они до такой степени нас ненавидят?

===========================================
Так и с другой, противоположной стороны нередко звучит что-то аналогичное – мне приходилось слышать от неевреев, более или менее  нейтральных (по крайней мере, так казалось): «За что же вас все не любят?»
И здесь, в «Гостевой книге», не один раз звучали сходные мысли, констатирующие данный факт в разных отдельных его аспектах. Примеры –  Элла Грейфер: еврея всегда и везде (кроме Израиля) будут преследовать;  Игрек: христиане никогда не понимали и не поймут естественных еврейских обоснований своего права на жизнь и религию; Рэндом: Израиль заранее обречен на проигрыш в информационных войнах.
Прошу прощения у перечисленных авторов за вольный пересказ их мыслей, но, надеюсь, что смысла я не переврал. И сюда же – цитированное тут же в «Гостевой», и даже не один раз,  высказывание какого-то там посла о маленькой, поганой стране Израиль, как бы торчащей у мировой дипломатии поперек горла. И многое-многое тому подобное – от всяких других высокопоставленных европейцев, включая ихний  Европарламент т.д.  и т.п.

Вот вам, пожалуйста, – всеобщий консенсус мнений, столь редкое явление в нашем мире по любым другим вопросам.
Так почему? за что нас не любят? за что пытаются уничтожить? Этот  вопль-вопрос громко требует себе ответа. А вот ответа-то и не заметно. Во всяком случае – в «Гостевой».
Попробую таки  на него ответить, отчетливо понимая, что тут может быть 20 млн. разных мнений – в среднем, по полтора мнения на каждого еврея (плюс еще сколько-то млрд. внееврейских воззрений). Ну, так что ж – с удовольствием познакомлюсь с иными позициями.  Но хотелось бы – не с голословными, а  как-то обоснованными.

Прежде всего, такая глобальность указанных отношений требует и какой-то действительно фундаментальной причины. Потому вполне согласен с автором приведенного вопля о неприемлемости ответа: "Такие уж они есть". Прежде всего, из-за того, что противостоящие евреям «они» – ну, очень различные. Но коли есть между ними что-то общее, так оно требует выявления и четкой формулировки.
Далее, не слишком проходит, на мой взгляд, часто высказываемая (именно, евреями) позиция о том, что «других, иных» всегда не любят. Хотя, действительно, в толкованиях Торы прямо указывается на этимологию: «иври» (еврей) – перешедший реку, ушедший от всех прочих, ставший ДРУГИМ, отличным от всех оставшихся на том берегу. Но, во-первых, за последние пару сотен лет евреи так старались стать как все, даже более «всеми», чем остальные-прочие, что уж безусловно при имеющихся у нас некоторых способностях, давно должны были бы в этом преуспеть… И в чем-то преуспели же – создали государство, такое же демократическое, как у «всех», и даже сверх-демократическое… Да не помогло, а еще больше растравило!
А во-вторых, понятие «другой, иной» – слишком общо. Желательно найти – в чем же эта самая «инаковость» конкретизируется.

Так вот, для верующих евреев тут вопроса в принципе нет. Недаром же в религиозных кругах разбираемый вопрос практически и не звучит – это удел атеистически воспитанных евреев. А для верующих все понятно на уровне интуиции – и всегда было понятно, все тысячелетия, хотя преследования раскручивались неоднократно. Похоже, что ответ нужно искать именно в этом направлении – религиозном. Ну а потом – после его нахождения – попытаться интерпретировать его в атеистических терминах, для доведения до внерелигиозного ума.
Но формулировка направления – это еще не ответ. Ибо для верующих чувство прямой связи с Вс-вышним просто снимает этот вопрос, лишает его всякого смысла. (Что важнее: положительная связь с Высшей силой или с неевреями? Даже постановка такого вопроса уже кощунственна).
Значит, попробуем с другого бока – как-то выйдя разумом за границы иудейского самосознания. Чем же религиозные евреи отличаются от иных верующих? (в т.ч и от атеистов, ибо по ряду признаков – атеизм таже вера; вера в то, что миром управляет статистика, статистическая вероятность).
Сказать: «своей верой» – не сказать ничего (пока что просто неясно, чем иудаизм выделяется из других конфессий).
Сказать: «своей самой правильной верой» – мало того, что это смертельная обида для всех прочих, так это еще и не соответствует принципам иудаизма, согласно которым правильной верой является любой монотеизм. Адам, Ноах, Малки-Цедек, даже злодей Бильям, не были иудеями, но верили вполне правильно – в единого и истинного Б-га. (Транскрибирую для плохо помнящих Тору: Ноах – это Ной, Бильям – Валаам, тот самый у которого ослица заговорила, Малки-Цедек – это праведный священник Шалема-Иерусалима  Малхиседек, приветствовавший нашего праотца Аврама, после его победы над пятью царями).
Так чем же иудаизм отличается от других монотеистических религий?
Вот тут, я думаю, ответ начинается выкристаллизовываться. Конечно тем, что только евреи были напрямую избраны Б-гом.  Это лучше передать прямым цитированием из Торы слов Вс-вышнего: ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ СЛУШАТЬСЯ МЕНЯ И СОБЛЮДАТЬ СОЮЗ МОЙ, ТО БУДЕТЕ МНЕ ИЗБРАННЫМ ИЗ ВСЕХ НАРОДОВ, ИБО МОЯ – ВСЯ ЗЕМЛЯ (Шмот, 19:5).   И еще: БУДЬТЕ ЖЕ МНЕ СВЯТЫ, ИБО СВЯТ Я, Б-Г, И Я ВЫДЕЛИЛ ВАС ИЗ НАРОДОВ, ЧТОБЫ БЫТЬ ВАМ МОИМИ (Ваикра, 20:26).
Итак, только МЫ стояли под горой Синай, только МЫ получили заповеди из рук в руки. И это, волей-неволей, вынуждены признавать как христиане, так и мусульмане.
Отсюда (если продолжить логические умозаключения) исходит их зависть, далее – ненависть, и наконец – стремление избавиться: сначала духовно (перекрестить, исламизировать), потом притоптать унижениями, а когда не получается – уничтожить физически.
Так что, выходит, все просто и ясно.
Беспросветно ли при этом будущее? – об том после. А пока переключимся на атеистов. За что им-то страдать?
Да все за то же – за религию отцов, дедов, прадедов. У любого еврея-атеиста по крайней мере  прадеды и прабабки  как правило были глубоко верующими. Ибо в те годы еврей, отошедший от иудаизма, евреем-таки быть переставал, как и все его потомки.
Причем (наверно, это будет откровением для неверующих) нынешние атеисты-евреи тоже стояли под горой Синай – да-да, вместе со всеми своими трех-четырех-тысячелетними предшественниками, а заодно и с будущими потомками, если только те не отойдут от еврейства. Об этом довольно ясно сказано в Торе – что там стояли ВСЕ ПОКОЛЕНИЯ евреев, и к тому времени уже умершие, и тогда еще не родившиеся.
Ну, ладно, это тоже из области веры. Доводы для атеистов должны быть иными. Поищем еще.

Для меня очевидно, что религия и народный менталитет – это вещи, хорошо притертые друг к другу, вплоть до полного соответствия.  Даже для частного случая (католиков и протестантов) это отлично показано социологом Вагнером в его классической работе «Протестантская этика». Что уж говорить о  более резко выделенном иудаизме?  Посему менталитет наших предков за пару-тройку поколений даже из атеистов не может выветриться полностью. Конечно, при условии, что они сознают себя евреями.
Так что же это за менталитет? Чем он отличен от менталитетов, выработанных иными конфессиями?
Иудаизм – религия сильных. Сильных – духом, а значит стойких, выносливых в передрягах, умеющих приспосабливаться к разным условиям без потери центрального стержня. Что б это не воспринималось как хвастливое жонглирование словесами, подведу под высказанное определяющую базу.  В иудаизме  каждый еврей
в силу своей избранности связан с Б-гом напрямую, без посредников. Каждый полностью несет всю ответственность за свои дела и поступки – несет САМ, не переваливая ни на кого.  Потому и должен быть сильным – просто вынужден быть таким.
А вот сравнительное христиановедение: там священник (проповедник) – это промежуточное звено между паствой и небесами и посему имеет право отпускать грехи; там любое неблаговидное, пакостное, подлое деяние легко списывается на происки дьявола; наконец,  там Христос одним махом искупил все будущие грехи верующих своей жертвенностью на кресте.  С учетом всего этого – чего ж тогда особенно опасаться за свое будущее в другом мире?
Посему мне видится (подчеркиваю – это мое мнение!), что христианство – религия слабых. То есть, индивидуально слабых, легко поддающихся разным грехам. Что, впрочем, с моей колокольни-то, не относится к большим недостаткам.  Человек имеет право быть слабым. И христианство протягивает ему руку помощи.
Но далее вступают в силу законы масс. Слабые собираются в иерархически построенные общества, а сильным иерархическое соподчинение противопоказано (в иудаизме, кстати говоря, оно прямо запрещено Священным Писанием).
Ну, а что происходит дальше, то уже описывает наука история.

Здесь же пока можно и остановиться – вот на этой ноте, надеюсь, понятной и атеистам. Менталитеты, воспитанные многими поколениями религиозных предков, проявляются и в потомках-вольнодумцах, причем,  во всех обществах. Отсюда, независимо от наличия или отсутствия веры в нас, как конкретных индивидах, мы –  сильные и потому колем глаз всем остальным, подкоркой понимающим свою индивидуальную слабость, но уповающим на совокупную силу всей своей стаи. Впрочем, лучше выбрать более точное выражение – не всем, конечно, колем глаза, хотя и многим.

Итак, резюме.
На вопрос-вопль «За что нас не любят?» мне видится такой вот спокойный и уверенный ответ: за нашу избранность Б-гом, за нашу внутреннюю силу, дарованную этой избранностью.
И эта наша сила, вкупе с Высшей Силой не дадут нас уничтожить. Как не удавалось это никому тысячелетиями. Если только мы сами не перегрызем друг другу глотки
.

Но вот именно на это – на вгрызание в глотку датишников (верующих евреев) и настроено, увы, немалое число неверующих наших собратьев. (См. на эту тему здесь: Антисемитизм и юдофобия – вне Израиля и внутри его.) Это – во внутриеврейской сфере, а во внешней – этим бедолагам атеистам (мне их действительно жаль), этим разным яирам лапидам, остается только удивляться, возмущаться и негодовать: : «За что, мол, такое?». И пытаться как-то подстроиться, подольститься к этим нас-ненавидящим (например, отдавая им все, на что те замахнуться), а затем убеждаться, что все уступки разжигают их ненависть еще сильнее, и снова вопить : «За что-о-о-о-о?»
Это Лапид нам и продемонстрировал несколько лет назад, а теперь вот заруливает в большую политику, что б продолжать все тоже самое.

Запись опубликована в рубрике Евреи и мир, Еврей еврею… с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.