После некоторого перерыва в связи с поездкой в Россию и большой массой там дел, возвращаюсь к постепенному пополнению блога. К концу пребывания в стране моего рождения и языка, на материале, притекшем мне там в руки задумал одну статью – о сравнении двух менталитетов. Не совсем российского и еврейского, нет. Скорее так: с одной стороны – после-советского, разнонационального (светско-христианского), а с другой – иудаистского. Евреи же как таковые оказались при этом в обоих лагерях.
Но первое же, что я услышал здесь в Израиле по радио заставило меня переиграть и начать совсем с другого, хотя и из сходной темы – христианство и евреи. Но здесь речь пойдет не о народных менталитетах, а о тех, кто их формирует.
* * *
Итак, в Ватикане завершился съезд (Синод) высшего католического синклита – сплошные архиепископы и т.д. Обсуждали свои внутренние проблемы, связанные с Ближним Востоком, что-то об уменьшении процентного количества католиков в данном регионе – и в Израиле и в других странах Мол, бегут католики отсюда, а это очень озаботило папу с его кардиналами, особенно, что касается их присутствия в Святой Земле.Вообще-то ведь ничего загадочного тут нет. Может и в самом деле бегут они из Ирана, но по Израилю есть четкое разъяснение статистических служб, что не наблюдается никакого их бегства, что по всем цифрам имеется вполне естественный христианский прирост – в абсолютных их количествах. А процентное уменьшение их от общего числа населения объясняется вполне элементарно: у них только естественный прирост, а у евреев еще и за счет алии – притока из других стран. То есть число евреев растет существенно быстрее, потому процент католиков и падает – только процент, но не общее их количество.
Но католических иерархов такое объяснение не устроило. Они вот в своем Ватикане порешили, что виноват, как всегда, Израиль. Мол, в регионе повышена напряженность из-за его упертости и неуступчивости, мол, он не дает бедным палестинцам спокойно и нормально жить и трудится. Отсюда – напряженность, и, как следствие, отток католиков. (Чуть подробнее можно посмотреть здесь – http://www.newsru.co.il/mideast/13oct2010/cat8016.html )
В общем-то, конечно, заметный откат назад в сравнении с позицией предыдущего папы – Павла-Иоанна 2-го. Ну да ладно, нам к этому не привыкать, хоть и жаль терять как бы союзников (как казалось еще недавно).
Позиция эта, конечно, двурушническая, явно свидетельствующая о том, что сильного Израиля им не нужно – им нужен слабый Израиль, который в любой момент легко рухнет под напором арабов.
Почему так? Потому, что они как огня боятся сильного иудаизма, сейчас активно развивающегося в Израиле. Ныне это видно прямо и откровенно – сила Израиля как страны и активность развития в нем иудаизма связаны друг с другом вполне явственно. А христианские клерикалы, оказывается, боятся иудаизма больше, чем ислама, т.к. тот для них как-то в стороне, а иудаизм – в самой их сердцевине. Все 2000 лет они уповали, что евреи как отработанный материал сами собой исчезнут и тогда они останутся прямыми наследниками Синайских откровений.
Хотя приниженные, задавленные евреи их еще как-то устраивали – вот, мол, явное свидетельство перехода Б-жественной силы от древних евреев именно к ним, а не к еврейским потомкам. А при сильном и свободном иудаизме такого козыря у них уже нет, так что, чувствуется, как червячок сомнения уже вползает в их души. И свидетельство тому их нынешняя реакция – пусть уж лучше мусульмане хозяйничают на Святой горе, чем евреи.
Особенно обостренно это все прозвучало в выступлении одного из американских кардиналов. (см. в http://newsru.co.il/world/24oct2010/vatican_001.html ). Собственно это-то я и услышал первым делом по израильскому радио. Тот деятель пропел очень старую песню, на некоторое время в их устах как-то заглохшую – при прошлом-то папе. Песню о том, что сейчас уже евреи не должны считать себя избранными – не имеют, мол, на то права. Ибо избраны уже все народы. И, стало быть, ТОРА – УЖЕ НЕ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ЕВРЕЕВ ПРЕТЕНДОВАТЬ НА СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ,
Вот так. Старая песня и на старый же лад. В эпоху своего – христианского – владычества на Святой Земле они вообще изгнали евреев из Иерусалима, а если и допускали туда, то только в небольшом количестве представителей, только раз в году – в Йом-Кипур, к Стене Плача – в рубищах, посыпанных пеплом, страдающих, плачущих. И евреи шли на такое, что б все ж получить возможность помолиться за всех евреев всего мира в Йом-Кипур в нужном месте.
И какой для христиан пропагандистский эффект ! : такое унижение для народа, получившего Тору, как бы подчеркивающее, что Б-г теперь не с иудеями, а с ними. Но это они так думали, а не мы – не наши предки.
Какая же теперь заноза сидит в добропорядочных христианах, какой нож в их сердце, когда евреи свободно и радостно выражают свою любовь к Б-гу у той самой Стены Плача – уже и не «Плача» вовсе, а Котеля, Западной Стены. Вот эта обида, этот страх потери своих, казалось бы раньше таких крепких позиций, и прорывается у христиан наружу периодически, а то и частенько.
Ну, в самом деле, если рассуждать здраво – какое им дело до того, что евреи уверены в своей избранности? Чего они из-за этого в бутылку лезут? Ладно уж темный, пропитый сайтовый народ, уверивший сам себя (в силу своей духовной недоразвитости), что избранность – это значит господство, что неизбранные – значит рабы. Чушь, конечно, но в те головы она вбита крепко.
Но эти то? в духовном плане они же, вроде бы как, должны что-то понимать… Что избранность у евреев – чисто духовная категория, что это ответственность перед Б-гом, давшим Синайские заповеди, что это понимание своей обязанности быть (становиться) все выше и все лучше, быть достойными Б-жественного избрания. Но вот нет – и эти туда же, вместе с темным народом.
Очевидно, все-таки, что боязнь, страх потерять свои преференции при развитии иудаизма в Святой земле, пересиливает всю их приобретенную в семинариях и академиях грамотность.
Вот был у них один папа, увы, только один пока что. Но ничего, он как первая ласточка: весны там еще не сделал – в своем христианстве-католичестве, но уж просигналил о ее неизбежном наступлении – это точно. Пусть не вот сейчас, пусть несколько попозже.
Тоже самое и о праве евреев на Святую Землю. Я уже не один раз повторял, обращаясь к христианам – господа, читайте свою Библию повнимательней. В вашем же Ветхом Завете есть и об избранности евреев, и о предназначенности им земли Израиля – про то в нем сказано четко, однозначно и многократно. И нигде, ни в одном из евангелий ни то, ни другое НЕ ОТМЕНЕНО. Нигде, ни разу. И то, что какой-то там хоть самый архи-преархи-епископ порет отсебятину – то он в пророки таки не выбился. Отсебятина отсебятиной и остается. Отрицая избранность евреев и выделенность им (нам) Святой Земли христиане подрывают собственную же базу, вышибают основы собственной веры в угоду каким-то , явно натянутым, представлениям о сиюминутной моральной выгоде.
В конечном итоге – все в руках Б-га. И то, что евреи вернулись на Святую Землю, то, что уверенно на ней закрепляются, несмотря на то, что в недавние еще времена это казалось совсем невероятным, просто даже невозможным – то, безусловно, рука Б-га, одно из Б-жественных чудес, сравнимых разве что с расступлением моря Суф при исходе из Египта. И это так, какие бы там резолюции господа кардиналы не принимали в своем Ватикане. Тот Ватикан – лишь точка на карте, а избранное место – это Храмовая гора в Иерусалиме! Так было, и так останется.
PS
(добавление от 26.10.2010.)
Выдержки из статьи о решении святого Синода http://newsru.co.il/arch/world/24oct2010/pope487.html и мои к ним комментарии.
в итоговом документе этой конференции … содержится резкая критика Израиля и требование положить конец “еврейской оккупации” палестинских земель. В рамках своего выступления Папа Римский назвал свободу религии “одним из базовых прав человека”, которое обязаны уважать во всех странах, и подчеркнул, что в ряд ближневосточных государств это право “зачастую довольно ограничено”.
Ага, христианство вот ” довольно ограничено”. А иудаизм – вообще запрещен. Например на Храмовой горе – прямо-таки в сердце Израиля и иудаизма, но, увы, по недалекости некоторых израильско-армейских кругов отданной в ведение арабов. (Тогда и прозвучало знаменитое: «К чему нам этот Ватикан?» – и это о Храмовой горе. Ну какая ж замечательная перекличка получилась,а?).
Подчеркну, на Храмовой горе ее нынешними распорядителями – мусульманами – молиться иудеям ЗАПРЕЩЕНО. А буде кто окажется замеченным в этом, того больше на Храмовую гору вообще не пустят – наша бдительная полиция ее хорошо стережет (по указкам арабов).
Теперь о конкретных государствах (это уже, кажется, автор заметки расшифровывает папские мысли):
В ряде мусульманских стран, придерживающихся законов шариата, их права ущемляются. Так, в Саудовской Аравии, население которой придерживается наиболее жесткой формы суннитского ислама, на отправления христианских религиозных обрядов наложены суровые ограничения.
Вот-вот – для христианских обрядов «суровые ограничения», а евреям там не только молиться, но и быть вообще запрещено. Но до этого святому Синоду дела нет.
… резолюция…(призывает) … положить конец оккупации палестинских территорий. И … основной акцент сделан на право палестинцев создать собственное государство.
Вот и пожалуйста – то ли недомыслие, то ли просто двойной стандарт. С одной стороны – призыв-просьба-умаливание, обращенное к мусульманам, полояльней относиться к христианам, а с другой – требование дать государственность наиболее заклятым врагам другой религии – см. выше, про Храмовую гору. Да и из Газы (тоже ж, Палестина!) христианская община напрочь выжита. И с другой части Палестины христиане сейчас так же бегут, например, значительно уменьшилась их община в Бейт-Лехеме (Вифлиеме) – одном из самых святых их мест, битком набитым христианскими храмами. (См. http://www.sem40.ru/lenta/news-dir/187821.html ) И естественно, что они бегут – достаточно вспомнить, как тамошние боевики после одного из терактов засели там в христианском храме, и всякая служба в нем была перекрыта этим захватом на много дней. Что ж тут для христиан радостного?
Ну а то ли еще будет в самостоятельном палестинском государстве? Собственно прообраз его уже есть – та же Газа, полностью и самостоятельно управляющаяся. К чему это привело ихних христиан – см. выше.
Однако ж, для католической верхушки все это неважно – надо перед миром сыграть роль миротворца с открытой антиизраильской направленностью. И пусть фактам будет хуже – не до них.
В первые дни работы Синода были обнародованы данные, согласно которым в 1980 году католики составляли 2,89% от населения Ирака, сегодня – 0,89%. В Израиле 30 лет назад католики составляли 3,8% от общей численности населения, сегодня – 1,82%.
Вот-те и докатились: простой манипуляцией с цифрами Иран и Израиль поставлены на одну доску. Так вот и проталкивается в подсознание христианских масс, что и тот, и другой – оба одинаково скверны. А на самом деле, здесь столкнуты лбами абсолютно несопоставляемые цифры. Из Ирана христиане, очевидно, действительно дают деру. А из Израиля – НЕ УЕЗЖАЮТ. Здесь все наоборот – активно растет еврейское (т.е. не христианское) население, так что процент христиан соответственно уменьшается без потери их общей численности. Плюс к тому, 30 лет назад в составе Израиля была и Газа, со своими тогдашними католиками, включенными в те же 3,8%. Сейчас их там уже 0%, но эта вот убыль в данной обобщенной цифре относится опять же не к ее виновникам, а, естественно, к Израилю. Вот, такое вот жонглирование принципиально несравниваемыми показателями. Ай да папа с епископами – умеют же передергивать! И все для того, что б охаять евреев вкупе с иудейской религией и подлизаться к исламу.
Чем старше становишься, тем острее реагируешь на человеческую подлость, хотя
пора бы уже привыкнуть. История с Израилем – классический пример её. Всем,
кто знаком с перепитиями ближневосточного конфликта, ясны его правые и
виновные, агрессор и жертва, устремления сторон. Факты очевидны, аргументы
произнесены тысячи раз на всех языках. Скучно повторять их. И тем не менее
регулярно находится некто, обвиняющий Израиль то в том, то в этом, то ещё в
чем-нибудь (в этот раз – в тяжёлой жизни арабов-христиан). Причина банальна
– старый, добрый антисемитизм. Эта вечная несправедливость угнетает.
Единственное утешение – собака лает, караван идёт. Мы многих пережили,
переживём и этих.