Давать, прощать, благодарить, уважать

(СЕКРЕТЫ ШЛОМ БАЙТА)

От редактора: Статья, перенесенная сюда из газеты "Беерот Ицхак", является пересказом  лекции рава Фрухтера и состоит из четырех частей, отраженных в заголовке и составляющих существенную часть еврейской морали, важные компоненты еврейского поведения.

Часть 1. Давать.

После того как Всевышний создал первого человека, Он сказал: «Нехорошо человеку быть одному» Затем Творец разделил единую человеческую сущность на две мужчину и женщину, в разных телах. Возникает вопрос: почему же когда они были вместе, им было нехорошо?

 

Для понимания ответа; на этот вопрос, сформулируем его проще: для чего мужчине нужна жена? Если говорить коротко, то чтобы рожать детей и пришивать пуговицы (готовить еду, мыть посуду – обеспечивать материальные потребности мужчины). Но с таким подходом есть несколько противоречий: во-первых, благословение «плодитесь и размножайтесь» было получено человеком до разделения, а во-вторых, что касается бытовых услуг, то в Ган Эдене были ангелы, которые делали для человека все что необходимо! И спрашивает Ор а-Хаим (рав Хаим Бен Атар – выдающийся комментатор Пятикнижия), что же именно было плохо в единой человеческой сущности, когда все было так хорошо? И отвечает: в состоянии единой сущности мужчина ничего не мог дать женщине! Все, что он давал ей, он давал самому себе! И именно поэтому сделал Всевышний эзер кенегдо – помощника напротив, так чтобы ему было, кому давать. И именно в умении давать кроется первый секрет семейного счастья.

Рав Элияу Элиэзер Деслер в книге «Михтав миЭлияу» говорит так: чтобы возникла любовь между людьми, следует непрерывно давать друг другу, и тогда возникает между супругами любовь – как следствие взаимоотдачи. Любой дом строится на том, что двое людей, предназначенных друг другу, должны научиться давать. Сила любви рождается из взаимоотдачи.

А зачем нам, в принципе, нужна любовь? Обратимся к классике. Одна из самых известных романтических, лирических, возвышенных, загадочных, вдохновляющих (список эпитетов бесконечен) книг о любви – Шир а-Ширим, Песнь Песней. Вся эта книга – о любви, любви еврейского народа к Создателю. Ведь наивысший духовный уровень еврея в этом мире – это любовь ко Всевышнему. Но посмотрим на то, в какой форме изложена Песнь Песней – любовь мужчины и женщины! Интересно, что можно было бы привести пример более естественной любви, раз уж мы говорим о Творце, например, любовь отца к сыну, родителей к детям… Но любовь родителей к детям дана нам природой, она заложена в сущности человека, так Всевышний создал нас, и любовь эта безусловна. Однако любовь между мужчиной и женщиной – не в природе, это любовь, которую еще предстоит построить. И как мы строим любовь? Именно посредством отдачи. Если мы любим кого-то, мы хотим дать ему как можно больше, и один питает другого. Человек, который дает, порождает в себе любовь, а сила любви порождает отдачу.

Часть 2. Прощать.

 В создании семьи участвуют два разных человека. Иногда разница между ними огромна, иногда – незначительна, но нужно всегда ее учитывать. Супруги выросли в разных семьях, в разных домах, у разных родителей. Как правило, супруги обладают разными характерами, и им сложно ужиться друг с другом, если они не обладают умением прощать.

Следует изначально учесть тот факт, что у супруга другие взгляды, привычки, пристрастия, и относиться к этому с максимальным снисхождением. Если супруг делает что-то, что противоречит моим собственным взглядам, – нужно прощать. Сила прощения велика, но не универсальна, и иногда простить бывает очень тяжело. Но тут приходит нам на помощь сила любви, как сказано: «все преступления покрывай любовью». Что это значит? С помощью любви мы включаем механизм прощения и вдруг замечаем, что уменьшается наша требовательность, снижается раздражительность, и мы многое готовы простить. Нам нужен надежный механизм прощения, чтобы не делать скандал из каждой мелочи, чтобы не казалось невозможным жить с недостатками супруга, и такая сила прощения берет свое начало именно в любви.

Проще всего увидеть, как это работает на примере шидуха. (на русском – сватовство, БЛ)  Возвращается молодой человек с первой встречи и говорит: «Девушка очень умная, интересная, чудесный человек, но внешность… По внешности мне эта девушка совсем не подходит!» Но вот тот же парень возвращается со второй встречи, и что он говорит на этот раз? «Девушка еще умнее и интереснее, чем была на первой встрече, и время так быстро пролетело, а ко внешности, кажется, начинаю привыкать». А что мы слышим после третьей встречи? «Она просто красавица!» В чем же причина превращения? На третье свидание парень пошел без очков? Как он мог не увидеть в первый раз того, что увидел в третий? Ответ прост: из-за того что он был заинтересован, он постоянно возвышал девушку, и он увидел в ней ум, интеллигентность, даже некоторую харизматичность – и девушка превратилась в красавицу! Наше восприятие напрямую зависит от силы прощения, нашего желания примириться с недостатками ради достоинств, и сила эта тесно связана с любовью

Часть 3. Благодарить.

 Говорит Рамбан в комментарии на недельную главу «Аазину»: тот, у кого отсутствует чувство благодарности, называется злодеем. И чтобы стать по-настоящему цельным человеком, мы должны воспитать в себе это чувство.

Первая благодарность в жизни -это благодарность к родителям! И именно поэтому дала нам Тора заповедь уважения отца и матери. То же самое и в семейной жизни. На мужчине есть заповедь любить и уважать жену, и эта заповедь непосредственно связана с благодарностью. И также жена должна уважать мужа не за то, что он умный, образованный, интересный, а просто потому что он – ее муж, заботится о ней, и все, что исходит от мужа, должно становиться источником уважения. Именно благодарность – тот инструмент, с помощью которого мы можем построить наш еврейский дом, и это помогает нам не только воспитать в самих себе хорошие качества, но и построить взаимное уважение между мужем и женой.

Часть 4. Уважать.

 Еще одна важная составляющая семейной жизни – взаимное уважение. Супруги должны уважать и возвышать друг друга, хотя, безусловно, это не приходит само по себе. Нельзя приказывать человеку уважать своего супруга – такое «уважение» не будет иметь никакой духовной базы!

Механизм взаимного уважения напрямую зависит от того, какими глазами мы смотрим друг на друга. Если стараться замечать только хорошие вещи, мы сможем построить взаимоуважение, но если смотреть только с негативной стороны, то мы увидим одни лишь недостатки, из-за которых станет совершенно невозможно уважать человека! Поэтому то, как мы смотрим на другого человека, на самом деле является основой наших действий и чувств по отношению к нему.

Но как мы можем заставить себя уважать человека, который, на первый взгляд, уважения совершенно не заслуживает? Например, есть заповедь уважать отца и мать. Предположим, что есть мудрец Торы, человек образованный, утонченный, и есть у него отец – простой человек, недалекий и даже невежественный, или, не дай Б-г, вор. Как в такой ситуации выполнить заповедь об уважении родителей?

Ответ таков: если у человека есть желание кого-то уважать, он найдет положительные стороны! Это хорошо известно бизнесменам: если хочешь, чтобы у тебя купили товар, ты должен дать покупателю уважение! У продавца есть прямой интерес: чем приветливей он будет с покупателем, чем больше он даст ему уважения – тем больше будет его прибыль! И если человек будет заинтересован в уважении родителей так же, как продавец заинтересован в продаже товара, то он найдет, за что их уважать! То же самое применимо и в семейной жизни. Муж и жена просто не могут быть вместе, если у них нет системы взаимного уважения, которое, в свою очередь, происходит из чувства благодарности.

Мы видим две составляющих семейной жизни: любовь и уважение. И так сказано мужу: «Люби жену как себя и уважай больше, чем себя». Однако, такое уважение уже не может быть уважением продавца, которому выгодно, чтобы у него купили. В семейной жизни уважение должно быть взаимным и истинным, построенным на благодарности.

Благодарность начинается с самых маленьких вещей, и каждый дом, где это понимают, сможет достичь многого. Жена сделала омлет мужу на завтрак, а муж купил жене утром молоко и хлеб. Даже таких вещей достаточно, чтобы сказать себе: «Для меня сделали что-то хорошее, я должен быть благодарен!» Благодарность, вызывающая уважение, – это именно тот инструмент, с которым человек будет идти по жизни и строить свой дом.

А. Шеальб, по мотивам уроков рава Фрухтера для женщин.

.———————————————

Из газеты "Беерот Ицхак" №6, февраль 2013.

Запись опубликована в рубрике Еврейская мораль и народный менталитет с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария на «Давать, прощать, благодарить, уважать»

  1. מלכה говорит:

    скажите, пожалуйста, если в каждой ситуации нужно искать положительное, например – мне больно от того, что делает моя вторая половина, я могу даже решить, что то что происходит – это предательство. Но я должна думать, что все, что происходит, то это к лучшему, что это мне урок из-за того, что когда-то, может быть “בגילגול הקודם” я ошибалась. ?

    • Ber говорит:

      Вопросы, естественно,  очень сложные. Вот так , с бухты-барахты, не видя собеседника, не зная всех семейных обстоятельств, никаких полонценных советов дать невозможно. И не думаю, что б гиль-гуль играл тут какую-то роль.  Есть такое самое общее правило (точнее – позиция мудрецов иудаизма), что проблемы, бедствия, несчастья посылаются не так просто. Это или предупреждение, или испытание. Или, действительно, наказание за какие-то недоработки, недообращение внимания на что-то важное.
      Детализировать все это в комментарии – трудновато будет. Но вот, только что, появилась статья рава Игаля Полищука на этот предмет. Может быть в какое-то недалекое время смогу выставить ее в этот блог.

  2. מלכה говорит:

    Скажите, пожалуйста, тогда почему существует развод, если в любой ситуации нужно искать положительное.

    • Ber говорит:

      Развод в иудаизме совсем не поощряется. Он допускается только как необходимое, вынужденное средство для разрешения неустранимых противоречий в семье. И вообще на эту тему надо советоваться с Вашим равом. В безличном интернете это дело безнадежное.

Добавить комментарий для Ber Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *