Основные религиозные направления в иудаизме

В рубрике «Вопросы-ответы» был задан вопрос о структуре еврейского религиозного общества – о его составных частях. Здесь дается краткий ответ на этот вопрос – краткий, но все же более развернутый, чем приведенный  в той рубрике.    Все подразделения современного иудаизма в основном присущи общине ашкеназов.  Восточные общины евреев (сефарды, грузинские, горские, бухарские, йеменские) имея, конечно, определенные внешние отличия друг от друга, по внутренней своей части едины и вполне ортодоксальны. В качестве некоторого исключения, среди них можно выделить небольшую сейчас секту караимов, которая признает только Тору, но не Талмуд, и многими не считается вообще иудейской, (хотя сами они считают себя потомками саддукеев – иудейской секты времен Второго Храма). А у ашкеназов в России в 17-м веке как последствие катастрофы, под названием "хмельнитщина", возникло хасидское направление, имевшее существенное мистическое наполнение, поставившее эмоциональное восприятие Б-жественной сущности выше кропотливого копания в предписаниях Талмуда. Что, очевидно, было действительной необходимостью в тех местах, в те времена, потому как знатоки Талмуда были попросту вырезаны. В районах недосягаемых для зверствовавших казаков (Литва, нынешняя Белоруссия) остался в силе прежний, талмудический иудаизм под названием митнагим или миснагим, или же попросту – литвацкое направление, литваки. Это направление как бы ортодоксально по старому счету. Но с течением времени хасиды тоже погрузились в изучение Талмуда, посему сейчас они также являются компонентом (вторым) ортодоксального направления. Хасиды  отличались (да и сейчас отличаются) от литваков сильным почитанием своих лидеров. У первого хасидского ребе – основателя этого течения – было несколько талантливых учеников и после его смерти хасидское направление распалось на отдельные «дворы», каждый во главе со своим ребе. Места жительства и деятельности этих ребе так и легли в основу названий этих направлений – хасиды любавичские,  брацлавские, сатмарские, нежинские и т.д. Любавичские хасиды приняли еще и дополнительное название ХаБаД или попросту – хабадники, нередко даже в сдвоенном виде – хабад-любавич.  Вот они-то больше других сейчас развивают мистический иудаизм – каббалу.  Но не в ущерб Талмуду, потому и не отрываются от ортодоксального направления. Третье направление ортодоксии, существующее уже где-то около века, это последователи рава Кука – т.н. «ортодоксальный модернизм», или в быту: «вязаные кипы».  Он развился в дополнение к литвакам и хасидам, и как бы в объединение их. И именно он составляет сейчас  т.н. «национальный лагерь» в иудаизме, или еще – «религиозный сионизм». В противовес ортодоксальному иудаизму где-то в 19-м веке, прежде всего в Германии, начали формироваться облегченные направления иудейской религии, под общим названием «реформаторский иудаизм»,  приспосабливающиеся к реалиям быстротекущей жизни и в значительной мере поступающиеся своими основами. Главная их задача была – «стать как все», стать неотличимыми по образу жизни от окружающих немцев,  придерживаясь  все же определенных иудейских правил внутри стен своего дома. Однако это самое "как все" от Холокоста их не спасло . История ясно продемонстрировала, что за немцев им сойти так и не удалось. Вот как в России  «бьют не по паспорту, а по роже», так и фашисты –  в расчет взяли не их поведение, а их происхождение. Сейчас их наследники заметно распространены в США под названиями – реформаторского  и консервативного иудаизмов (плюс еще реконструктивного, а может и еще каких-то). В Израиле они тоже есть, но в очень небольшом количестве – видимо воздух Святой Земли как-то не совсем для них. (В скобках еще отмечу, что т.н. "мессианские евреи" к иудаизму вообще отношения не имеют.  Они же еще могут проходить под названием "евреи за Христа", хотя христианами, не являются – так, вроде бы, они сами заявляют. Впрочем, принадлежность к какой-то конфессии – это их внутреннее дело, но в иудаизм им входу нет.   В него они пытаются внедриться только как миссионеры, и встречают решительный отпор, даже на государственнои уровне, ибо миссионерство в Израиле запрещено законом) От этого отступления вернемся к иудаизму. Характеристика его разных направлений сконцентрирована в некоторых простых байках, где-то на грани анекдота. Например, такая:  В шаббат в ортодоксальную синагогу евреи ходят  пешком; к реформаторской же синагоге подъезжают на своих машинах. А что же консерваторы? Ну, консерватор не опустится до реформатора – он к своей синагоге гордо подходит на своих двоих…  припарковав свою машину за квартал от нее. Или такой вопрос: как отличить друг от друга различные синагоги, когда в них проходит свадьба? А это очень просто: если видим там беременную маму невесты – это ортодоксальная синагога; если же беременна сама невеста, то – консервативная; ну, а если беременность наблюдается у раввина, то это уже точно – реформаторская. Наконец, о термине  «ультраортодоксы», фигурирующем в заданном вопросе.  Вот его раскрыть здесь наиболее сложно  в силу того, что в рамках иудаизма просто нет такого понятия. Он придуман внешними силами, относится, скорее, к политической, а не к религиозной сфере и имеет, очевидно, бранный оттенок (поскольку в политике сочетание с «ультра» – это всегда очень нехорошо). Но раз вопрос задан, то даже интересно попытаться расшифровать этот ребус. Вот на выбор три варианта наполнения этого термина – на разные вкусы: 1) это литвацкое направление, как наиболее устойчивый хранитель старых традиций. 2) литваки и хасиды вкупе, в противовес вязяным кипам – за их соблюдение традиций в одежде (за что воинствующие атеисты дали им презрительную кличку «пингвины»). 3) некоторые антисионистские (антигосударственные) направления типа сатмарских хасидов.  Вот кому кто наиболее неприятен, тот соответствующий вариант и выберет.  (Ах, да, вылетело из головы что есть такие активные юдофобы, которые самым крайним злом считают именно хасидов – для них придется ввести еще четвертый вариант понятия "ультраортодоксы" – именно хасидский) На последний вопрос – где живут? – ответ наиболее прост: везде. Я не знаю существенного, определяющего разделения ортодоксальных направлений  по их месту пребывания. Разве что у хабадников можно отметить бОльшую, чем у остальных ортодоксальных течений устремленность к экспансии. Их посланники едут в самые удаленные углы планеты, что б помочь войти в религиозную жизнь тамошним евреям, будь то хоть в Австралии, хоть в Гренландии, хоть в Гималаях. Ведь недаром при том теракте в Бомбее кроме как бы «проходных»  жертв в захваченной террористами гостинице, погибли еще и 8 человек наших, погибли уже не случайно, как какая-то часть гостиничных постояльцев (не помню уж сейчас – какая часть из них), а вполне целенаправленно – и ПОГОЛОВНО.  На них  был направлен отдельный, прицельный удар – по их центру, находившемуся не в той злосчастной гостинице, а в в стороне от нее.  И это были как раз хабадники, организовавшие свой центр там – в Бомбее.  ========================================== Добавление пост-фактум. Взаимоотношение общин друг с другом продемонстрированы на реальном примере – ситуации якобы «конфликта» между ашкеназами и сефардами – в статье: «Религиозные девочки в Эммануэле – в чем там проблема…» .

Запись опубликована в рубрике Евреи - народ Книги с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

7 комментариев: Основные религиозные направления в иудаизме

Добавить комментарий для Ber Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *