Испытание богатством

Мир сейчас находится в состоянии перелома, и это не только о  вдруг свалившейся  эпидемия.  Последняя – только симптом глубокой болезни.  Так вот, оказывается, аналогичные  болезни наваливались на общество достаточно  регулярно, во  всяком случае далеко  не единожды. И  самое интересное, что это предвидено в Торе  – практически прямым текстом о возможности такого негативного сценария  напрямую говорил Моше в главе Экев, [1] которую читали в  бейт-кнессетах (в синагогах) всего мира в только что прошедшую субботу 8 августа 2020 г. (по еврейскому календарю – 18  ава 5780 г.)  В ней Моше предостерегает еврейский  народ, предупреждает его об опасности, подстерегающей при вступлении во владение Святой Землей (читай – Израилем). Про это  очень четко рассказал британский раввин Джонатан Сакс[2], и его статья следует  ниже без какой-либо корректировки.

Саму статью Джонатана Сакса

———————————

В  ад – первым классом

Раввин Джонатан Сакс
По материалам сайта jewish.ru

«Когда станешь ты есть досыта, возведешь хорошие дома и поселишься в них, будет у тебя много крупного и мелкого скота, много серебра и золота, то возгордишься ты и забудешь Г-спода Б-га твоего, который вывел тебя из земли египетской и рабства, и подумаешь ты: "Я сам, своими силами и крепкой рукою добыл себе это богатство"», – такое предостережение содержится в главе «Экев».

Иными словами, Моше будто говорит грядущему поколению: «Вы думали, что 40-летнее странствие в пустыне было настоящим испытанием, а по ту сторону Иордана все невзгоды закончатся? Нет. Именно тогда и начнутся настоящие испытания». Когда все материальные нужды будут удовлетворены – начнется испытание нашего духа. Потому что истинное испытание заключается не в бедности, а в богатстве, и не в рабстве, а в свободе.

Фактически Моше первым в истории человечества подметил такую закономерность и предрек крах и гибель цивилизаций.

Итальянский философ Джамбаттиста Вико, живший уже в XVIII веке, описал в своих трудах схожую концепцию циклического развития истории: «Сначала они обеспечивают себя необходимым, потом – полезным, затем – стремятся к комфорту, а после – к удовольствиям. Вскоре они соглашаются только на роскошь и, наконец, сходят с ума, бездумно растрачивая все свои капиталы».

Эту же мысль британский философ Бертран Рассел отразил во введении к знаменитой «Истории западной философии». По мнению ученого, мир увидел высшие точки развития цивилизации дважды – в Древней Греции и в Италии эпохи Возрождения. Он отмечал, что причины гибели этих цивилизаций заключались именно в тех особенностях, которые сначала привели их на пик могущества: «Традиционные моральные ограничения исчезли, потому что в них видели сплошные предрассудки. Освобождение от пут возбудило в людях творческую энергию, которая привела к редкому расцвету гения, но анархия и предательство, неизбежно следующие за упадком морали, обессилили итальянцев как нацию, и они попали, подобно грекам, под господство наций, куда менее цивилизованных, чем они сами».

Не так давно к схожему выводу пришел и британский историк Ниалл Фергюсон, который в своей книге «Цивилизация: чем запад отличается от остального мира» обьясняет, что раньше Западу помогали доминировать шесть факторов: конкуренция, научная революция, демократия, современная медицина, общество потребления и трудовая этика, но сейчас, когда Запад постепенно теряет веру в себя и стоит перед лицом опасности со стороны других цивилизаций, драйверы роста станут причиной упадка.

Это именно то, о чем предупреждал Моше: если вы решите, что свобода и богатство – это исключительно ваши заслуги, то охватившее вас самодовольство станет началом конца любой цивилизации. И вскоре бедные почувствуют себя «за бортом жизни», в обществе появятся неразрешимые социальные противоречия, исчезнет ощущение коллективной ответственности за общее будущее, воцарятся несправедливость, разобщенность и недоверие, подготавливающие окончательный крах. По этой дороге рано или поздно проходили все цивилизации, как бы велики они до этого ни были. А для малочисленного народа Израиля, пребывающего во враждебном окружении, такие процессы каждый раз имели катастрофичные последствия, ставящие его на грань выживания.

Создание общества, способного одержать победу над устоявшимися болезнями и законами роста цивилизаций и их крушения – в общем-то, главная цель последних напутствий Моше, которыми так изобилует книга «Дварим». И сводятся они к тому, что даже на вершине могущества нельзя отказываться от тех светлых идеалов, ради которых вы вставали на путь развития. Верность этим идеалам обеспечит верховенство закона и справедливое правосудие, сохранение прав и свобод, социальную поддержку нуждающимся и уважение человеческого достоинства всех и каждого. А отказ от идеалов – от веры в будущее, непознаваемое и сверхъестественное – рано или поздно, но абсолютно неизбежно приведет к полному жизненному краху – как каждого отдельного человека, так и общества в целом.

—————————————————-

Этих ссылок в статье нет  – они проставлены только тут, в этом блоге (БЛ)

[1] Глава Экев по Торе – это в христианской  Библии место в книге «Второзаконие» от 7:12  до 11:26.

 

 

[2] Из Википедии: Джонатан Генри Сакс, барон Сакс (англ. Jonathan Henry Sacks, Baron Sacks, род. 8 марта 1948, Лондон) — британский раввин и философ, политик, член Палаты лордов.  Главный раввин Великобритании в 1991—2013 годах. Профессор.
——————————————————-

Статья взята из хабадского  двухстраничного  листка «Восхождение», вып.1554, от 07.08.2020.

 

 

Запись опубликована в рубрике 1. Творец есть!, Тора - мысли к главам. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *