Кто такой еврей?

22.04.2013

Я давно настраивался написать что-то типа эссе научного плана на тему обозначенную в заголовке, и даже пару или тройку раз пытался к ней подступиться. Один из этих подступов был в затевании мной такой дискуссии на форуме портала «Еврейские заметки». Но и та дискуссия ни к чему положительному не привела, и самостоятельные мои попытки глохли на первых же стадиях. Единственным результатом таковых осталась достаточно резкая критика неких псевдо-научных размышлизмов двух израильских физиков-публицистов, просто отрицавших возможность четкого определения понятия «еврей».(см. «Как отрицают существование понятия «еврей»

И вот, когда несколько дней назад я прочитал в небольшой, повидимоу – малотиражной,  газете литвацкой (миснагимской) иерусалимской общины «Беерот Ицхак» (№13, апрель 2013, русский перевод – «Колодцы Исаака») статью с записью урока р, И.Полищука, то понял, что лучшее, что я могу сделать по этой теме – это выставить в блог именно ее. Это не научная разработка, но суть еврейства в ней схвачена очень живо и убедительно, исходя больше от эмоциональных, душевных позиций, чем от логических выводов.  И, очевидно, это более правильный подход к данной теме. Так что не мне тягаться с таким равом.  Вот и предлагаю этот его урок посетителям блога.

———————————————

Кто такой еврей?

По материалам уроков рава Игаля Полищука

————————————————

Обычно мы обращаемся исключительно к религиозным людям. Однако данную тему мы поднимаем для всех. Вопрос, который должен понять каждый из нас: кто такой еврей? Почему я еврей?

Начнем с простого. Мы называем себя еудимиудеи. Наиболее принятое в мире название происходит от слова еуди – иудей. И все вариации – jew, жид и т.д. происходят от слова иудей. И, несмотря на то, что не все мы прямые потомки колена Йеуды, его заслуга должна быть очень велика, раз его именем называются сейчас потомки всех колен.

В русском языке есть одно отличие, так как есть слово еврей. Происхождение его связано с тем, что в наших книгах праотец Авраам называется «Авраам а-иври». И вот, наряду с заданными выше вопросами, появляется третий – что это за прозвище такое – еврей! Это слово, очевидно, не имеет корня в русском языке, а имеет корень в понятии иври, – несмотря на то, что основное имя нашего народа в мире – «еуди», есть также понятие иври.

У наших мудрецов есть несколько точек зрения на то, почему Авраам называется иври. Одна из версий, и мы ее упоминаем в пасхальной Агаде, – это эвер. Понятие эвер можно перевести как другая сторона, или просто сторона. Встречается упоминание в Торе эвер Ярден а-мизрахи - восточная   сторона   Иордана,   и эвер Ярден а-мааравизападная сторона Иордана. Исходя из этого, простое объяснение понятия иври - с другой стороны реки. Но в реке ли тут дело? Одна из основ, которой нас  обучил   наш   великий  учитель Маараль из Праги, – важные вещи в Торе, имеющие большое значение для нашего народа, имеют, как правило,  несколько уровней  понимания. Поэтому назвать нашего праотца тем или иным именем просто в связи с тем, что он пришел с другой стороны реки, – недостаточно. Дополнительное объяснение,  почему Авраам   называется   иври,   состоит в противостоянии: он был с одной стороны, а весь мир – с другой. И мы называемся иври потому, что унаследовали  это  качество  от  нашего праотца Авраама.

Это противостояние касается многих аспектов. Одно из его проявлений – претензия к нашему народу: почему вы так странно одеваетесь? Один из хасидских наставников сказал так: наш праотец Авраам видел то, что делают идолопоклонники, и вел себя с точностью до наоборот. Мы поступаем так же: мы видим, как одеваются и ведут себя идолопоклонники, и, как наш праотец, поступаем с точностью до наоборот. Корень этого мы находим в Торе, как сказано: «Не иди по их путям». И пишет Кицур Шульхан Арух, что так же, как есть заповедь отличаться нашему народу образом жизни и поведением, точно так же и в одежде есть заповедь быть непохожими на других. Можно, конечно, много говорить о том, что мы живем духовно, но на самом деле, большую часть нашей жизни составляет материальное. И когда мы определяем себя как «царство священников и святой народ», то это выделение не только внутреннее, духовное – оно должно проявляться и во всех других сферах.

Много лет тому назад мне пришлось провести полтора месяца в Америке, во время болезни моей мамы. И часть времени я провел в больнице в Манхэттене. Как известно, Манхэттен – это место, которое суетится 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Слава Б-гу, наш народ в любом месте отличается милосердием и благотворительностью, и мне помогли найти место, где я мог остановиться в Субботу и добраться до больницы пешком.

Помню свои ощущения, когда я в первый раз вышел на Манхэттен в Шаббат – у нас в Рамоте*1 все спокойно, машины не ездят, а там – просто все кипит! И вот тогда я ощутил, что я с одной стороны, а они все – с другой.

Очень важный момент и непреложная истина, что, когда мы живем среди других народов, надо вести себя с ними мирно, уважительно. Необходимо уважать других, идти путями мира, даркей шалом. То есть нам нужно вести себя со всеми честно и порядочно, но при этом нести на себе печать избранности. И само то, что мы мирно и порядочно ведем себя с другими народами, является одним из проявлений этой избранности.

Если говорить о праведных герах*2, людях, принявших еврейство, то они действительно фактически «перешли пропасть», отделяющую наш народ от других народов мира. Оставив все и присоединившись к нам, они перешли на сторону Авраама. Однако если мы говорим о евреях от рождения, то возникает непростой вопрос: почему мы сегодня евреи? Как это еврейство в нас сохранилось? Я не сомневаюсь в том, что есть много людей в мире, которым только Элияу а-Нави*3   объявит, что они евреи, а пока они об этом и не подозревают. Есть также мнение, что многие геры – вовсе и не геры, а просто потомки сильно ассимилированных евреев, которые растворились среди других народов, и их еврейство скрыто. Есть известная история, когда были какие-то геры из Латинской Америки, которые немного покопались и обнаружили у своих предков какие-то обычаи, которые на самом деле указывают на то, что эти геры – потомки марранов (насильно крещеных испанских евреев). Например, у чьей-то бабушки имелся странный обычай в Субботу или перед Субботой зажигать свечи и немедленно их тушить. (Конечно, тушить – это совсем не еврейский обычай, и очевидно, что зажигали, чтоб исполнить заповедь, а тушили, чтобы не поймали).

И вот, снова мы задаем себе вопрос: почему сегодня мы считаемся евреями?

Помню свои ощущения из детства, когда мы жили с мамой в Западной Украине. Был единый Советский Союз, и все ощущали себя советскими гражданами. Но! Существовала та самая «пятая графа» в паспорте, с конкретным указанием национальности, и многие люди любыми способами стремились избежать упоминания еврейства. Даже если была одна восьмая нееврейской крови, то стремились эту возможность использовать и записать себя русскими, украинцами и так далее. До первого класса я вообще не задумывался об этом, и только по обидным прозвищам ровесников типа «жид» я понял, что я не русский и не украинец. А вот кто такой еврей?.. На вопрос о своей национальности я честно отвечал, что не знаю, так как кроме ощущения обидного отличия ничего о еврействе не знал. Принцип «я с одной стороны, а они с другой» проявлялся очень просто: я был единственным евреем в классе и на переменах дрался со всем классом. И поэтому легко понять тех людей, которые любыми способами стремились скрыть свое еврейство: ведь для них в общественном отношении не было и намека на избранность, а вот в самом слове «еврей» не было ничего, кроме пятна стыда.

Давайте проследим за тем, как существовал наш народ во все времена изгнания.

В Талмуде еврейский народ сравнивается с овцой, которая выживает среди 70 волков, причем это сравнение приводится задолго до того, как началась эра инквизиции и прочих издевательств и гонений. И говорится в Талмуде, что у овцы нет шансов выжить, если у нее нет надежного пастуха. И велик тот пастух, который провел овцу через стаю из 70 волков и спас ее.

И «овца» выжила, несмотря на то, что «волки ее драли» много столетий, даже не говоря о последней Катастрофе*4. Постоянные тяжелые гонения продолжались все время, которое принято называть средними веками. Про времена после этого сказано, что «тяжесть гнета народов уменьшилась», но все равно продолжалось давление на евреев с требованием отказаться от веры наших отцов и принять христианство, ислам и т.д. Это происходило повсеместно, и не было какой-то отдельной страны с проблемой антисемитизма – везде, где были евреи, были и гонения. И сейчас, видимо, происходит процесс объединения наций с тем, чтобы произвести тотальный еврейских погром, и прикрывается все это высоким лозунгом защитить «несчастных» арабов (хотя истребление арабов в арабских странах, при этом, мало кого волнует). И реальная подоплека этих процессов очевидна.

На протяжении огромного отрезка времени (около 2000 лет) народы мира, чувствуя нашу избранность, пытались всеми способами заставить евреев отказаться от веры. Пытки и ужасы инквизиции, преследования практически во всех странах. Наиболее близкий нам пример – царская Россия, царь Николай Первый с его ужасающим приказом забирать еврейских детей в кантонисты. Мальчиков 12 лет, а часто и 6-7 лет забирали из дома и делали кантонистами… Половина умирали, половина – принимали крещение, и лишь единицы смогли сохранить веру отцов и пройти 25 лет в царской армии, оставшись несломленными. И именно в заслугу такой вот стойкости и глубины веры этих кантонистов многие из их потомков – бней Тора*5. Конечно, с болью приходится признавать, что намного больше еврейских душ было переплавлено в этом кантонистском аду, а их потомки даже не догадываются о том, что они евреи, и, возможно, только Машиах сможет привести их ко Всевышнему.

Однако, наша «овца» жива, пройдя многовековую историю гонений и ужасов. Почему же? Мне совершенно очевидно, что все мы являемся потомками людей, которые отдавали свою жизнь за то, чтобы остаться евреями на протяжении всех поколений со времени разрушения Храма!

Весь еврейский народ прошел через изгнания: Испания, Франция, Англия, – ради чего? Что особенного было в наших предках, которые так крепко держались за свою веру и не соглашались променять ее на те блага, которые им сулили другие народы?

Величайший мудрец Торы рав Ионатан Эйбешиц, автор книги «Урим ве-Тумим» (и еще около 90 книг), был известен как человек, который был вхож во дворцы германских князьков. И не раз он спасал наш народ от беды благодаря мудрым и взвешенным словам, которые Всевышний вкладывал в его речь. Сохранилась история про то, как однажды один из германских князей завел разговор с равом о том, что он наслышан о еврейской народной мудрости и хочет это проверить. И вот рав Эйбешиц и князь выехали в город поискать еврея. Нашли простого человека, извозчика, и пригласили побеседовать. Этот еврей пошел с большой боязнью. И настоящая паника охватила его, когда князь предложил ему стать начальником всех своих конюшен, с большим жалованьем и прочим почетом, в обмен на крещение. Он почти лишился дара речи, потому что известно, что любые разговоры о крещении начинаются с пряника, а заканчиваются кнутом. Однако рав Эйбешиц попросил его не бояться и говорить то, что он думает. И этот еврей сказал так: «Я простой человек. Тору не знаю, но у нас есть традиция в семье. Мой отец был извозчиком, и его отец тоже, и они меня научили правилу, как менять коней. Если ты приходишь на ярмарку, и за твоего коня предлагают другого, да еще с большой доплатой, – знай, что тебе предлагают просто дряхлую клячу. Если предлагают поменяться без доплаты, то ты ничего не выигрываешь, а шило на мыло не меняют. Ну а если тебе надо самому доплатить, то это и есть лучший конь. Так вот, когда я прихожу в синагогу, к нам обращается раввин: на хедер*6 денег не хватает, и десятину я ему должен отдать, и бедным деньгами перед праздниками помочь… Видно, что дело стоящее, раз я должен столько платить. Ну а когда вы мне сейчас предлагаете столько благ в обмен лишь на то, что я оставлю еврейство… Судя по всему, вы предлагаете мне плохого коня за хорошего!»

Один из русских мыслителей, Василий Розанов, задается вопросом в последней своей книге: как такое может быть, что когда пришел Ешу*7 и объявил себя мессией, то весь еврейский народ за ним не пошел? Неужели не были готовы? В конце он признает правоту нашего народа, хотя и был отъявленным антисемитом! У нас ответ прост, и это один из принципов, полученных от наших учителей: если так называемый мессия отходит от слов Торы и провозглашает свой подход, то это не мессия и «пыль его слова». Более того, когда предполагаемый мессия ведет себя (даже в деталях) не так, как предполагает наш Закон, очевидно, он – не мессия, так как суть мессии – раскрыть волю Творца в этом мире, а не нарушить ее. На этом основании было отвергнуто мессианство Бар Кохбы и Шабтая Цви.

Еще один очень важный принцип: суть мессии – раскрыть в этом мире Царство Всевышнего, а не создать культ самого себя. Когда вокруг какого-то человека создается культ личности, ни о каком мессии речи идти не может.

Именно соблюдая эти принципы, нашему народу удалось остаться иври, потомками Авраама, и не променять нашу избранность на старую клячу.

Как известно, наши предки шли на костры со словами «Шма, Исраэль! …Ашем Эхад!» *8  Рамхаль в книге «Даат Твунот» объясняет принцип единства Творца. Нет в мире ничего, чтобы существовало не в силу воли Творца. Слово оламмир – происходит от слова леhалим – скрывать. Наш мир – мир лжи, так как есть эстер панамсокрытие Творца. Окружающий мир кричит: делаю все, что хочу. Всему этому противостоит потомок Авраама-ивриеврей.

Основа веры Израиля – это то, что мы говорим в молитве: «Г-сподь царствовал, Г-сподь царствует, Г-сподь будет царствовать», и «Нет ничего в мире, что бы происходило без воли Творца». Эта вера – основа жизни еврея. То, во что мы верим, раскроется при окончательном избавлении. И также ретроактивно раскроется, что все произошедшее во время тьмы изгнания имело смысл, вело к добру и служило раскрытию.

Величие нашего народа проявлялось в том, что огонь веры освещал наши души даже в самой глубокой тьме изгнания. Старейший раввин Вильно, рав Ханох Эних Эйгис, известный в мире как автор книги «Мархешет», когда пришли нацисты (да сотрется их имя!), и его вели на казнь, сказал своим палачам лишь одну вещь: «Учтите, у вас нет никакой власти надо мной, если нет на то воли Творца». Он жил знанием о единстве Творца и умер подобно раби Акиве, душа которого покинула этот мир со словом Эхад.

И мы сегодня евреи в силу того, что наши предки жили и умирали с полной верой во Всевышнего.

Часто одноразово  человек  может совершить грандиозный поступок, умереть за свои идеи – как, например, Джордано Бруно (да сотрется имя антисемита!), но намного сложнее жить так постоянно. Даже известный враг нашего народа Билам говорил, что готов умереть смертью праведника, – потому что жить как праведник он не был готов. И наше еврейство проявляется не только в том, что наши предки шли на костры, а еще и в том, что они и мы жили и живем по воле Творца и только по Его воле.

Известно место в Танахе*9, когда пророк Элияу (см.*3)  встречался с жрецами Баала на горе Кармель, и говорил нашему народу: «если Всевышний – ваш Б-г, так идите за Ним, если Бааль – то идите за ним, но не ходите за обоими, иначе вы будете хромать на обе ноги». И сейчас многие из нас «хромают на обе ноги». Мы немножко ходим в синагогу и немножко делаем другие вещи, которые не подобает делать еврею.

Истинное принятие воли Творца очень сложно. Важно, чтобы никакая другая воля для человека не имела никакого значения, кроме воли Всевышнего. Однако здесь надо опасаться дурного начала, которое любую некошерную вещь*10  может представить как волю Творца, и нужно стараться быть прямыми внутри, чтобы распознавать, где действительно Его воля, а где – обман дурного начала.

Есть ситуация, когда человек знает волю Творца, но не выдерживает испытания дурного начала и соблазняется. Он знает, что это плохо, но не может устоять перед соблазном. Большое достоинство такого человека – то, что в голове своей он, тем не менее, знает истину. Да, сейчас он оступился, но он не подменяет одного другим, и не думает, что поступил правильно. Говорит Раши: почему Авраам велел трем бедуинам сначала омыть ноги? Потому что они поклонялись пыли на своих ногах. В чем здесь смысл? Есть такой подход к жизни: «Куда мои ноги меня приведут – на то воля Аллаха». Любые самые низменные устремления люди обращают в волю Аллаха, и получается, если они чего-то хотят, значит, на это есть высшая воля. Но мы понимаем, что нет вещи более лживой, чем эта.

Один из пяти видов отрицания единства Творца – это дуализм. И стоит задуматься: не несем ли мы в себе в скрытой форме этот самый дуализм? Поясним это: есть Творец и Его воля, но вместе с этим есть и другие важные для человека вещи.

Если человек стремится сам придумать, «в чем здесь есть воля Творца», – это еще не дуализм. А вот если есть другие принципы, которые ценны сами по себе, и изначально человек живет не только по воле Творца, но и по другим принципам, – то это уже дуализм.

Вспомним стих Торы, на котором построена вся книга «Даат Твунот», примерный перевод которой такой: «И познаешь ты сегодня, впитаешь в свое сердце, что Всевышний един на земле и на небе, и нет ничего другого». Имеется в виду, что единство проявляется не только в создании, но также в правлении и наблюдении. И как же это проявляется в нашей жизни? Прежде чем что-то сделать, человек говорит себе: я это сделаю, им ирце Ашемесли на это будет воля Творца. Никакая воля, никакая другая сила не поможет и не будет иметь значения, если не будет на то воли Творца. И в этом проявляется то, что мы «с другой стороны», как Авраам а-иври. Мы живем по воле Творца и умираем по Его воле, раскрывая Его сущность в мире, и именно этим мы отличаемся от всех остальных.

Подготовила А. Швальб.

———————————————

Примечания (сделаны мною. БЛ)

*1.Рамот – большой религиозный район на северной окраине Йерушалаима (Иерусалима).

*2 гер – человек, принявший иудаизм. Нееврей по рождению, но пришедший к иудаизму и ставший евреем, причем, по собственной воле и желанию,  без какого-либо заманивания или принуждения, поскольку миссионерство иудаизм не практикует и не признает.

*3 Элияу а-Нави – в российской транскрипции – Илья-пророк.

*Катастрофа – еврейское обозначение на русском языке того, что на иврите названо Шоа, а в европейских языках – Холокост.

*бней Тора – дословный перевод – сыновья Торы

*6 хедер – начальная школа при еврейской общине.

*7 Ешу – уменьшительное от полного еврейского имени  Йешуа, переделанного греками, не произносящими звук «Ш», в имя Иисус.

*8 «Шма, Исраэль! …Ашем Эхад– в переводе на русский:  «Слушай, Израиль  – Б-г один!» или . даже «Б-г единственен!». Эти два перевода близки к  синонимичным, но все-таки с чуть отличными оттенками, и если первый ближе к звучанию на иврите, благодаря своей краткости, то второй потрудней произносим, но зато представляется более верным по смысловой нагрузке)

*9 Танах –  еврейское Священное Писание, состоящее из трех подразделений (книг) – Тора, Пророки (Невиим), Писания (Ктувот), каждое из которых в свою очередь подразделяется на ряд книг. Например Тора состоит из пяти отдельных книг – отдельных, но дополняющих друг друга. Сайты с выложенным в них Танахом приводятся здесь: «Адреса Торы в сети» http://berlev.info/?p=3206

*10 некошерная вещь – понятие «кошерный / некошерный» чаще всего применяется к еврейской пище, но имеется и расширенное его применение – к любым предметам или явлениям. Некошерный – несоответствующий еврейским установкам, традициям, морали и т.д., вплоть до полностью запрещенного для верующего еврея. 

Запись опубликована в рубрике 2. ...и евреи есть тоже! с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Current ye@r *