Жесток ли Вс-вышний?

Часто приходится слышать упреки Вс-вышнему – зачем он создал мир таким жестоким? И вообще, если он всесильный и всемогущий, то почему в мире существуют страдания, муки, смерть и прочие «радости»? Не значит ли  это, что Он просто жесток и наслаждается своей жестокостью? (Да простится мне  только что написанное святотатство, но его часто приходится слышать от атеистов и не только их – от представителей других вер мы тоже ведь слыхивали о «жестокости еврейского бога»; вот потому-то –  что б разобрать данный вопрос – и пришлось тут озвучить это богохульство.)

В общем, если действительно Б-г всесилен и всемогущ, то почему он не сделает наш мир идеальным, напрочь лишенным  всех имеющихся сейчас негативных явлений??? Зачем он допустил, что в мире существуют боль и страдания,  садисты и убийцы,  воры и лжецы, войны и революции, тюрьмы и концлагеря, и проч., и проч.

Те, кто так утверждают (вопрошают)  просто не отдают себе отчета, что Б-г создал именно такой идеальный (в их понимании) мир уже к середине пятого дня творения. То есть,  мир без человека – это и есть образец такой вот идеальности. Кристаллы, жидкости, газы не знают боли, страданий, сомнений и т.д. Они появляются и исчезают в однозначном соответствии природным законам, без каких-то внутренних своих проблем, чувств и эмоций. (В скобках отмечу, что и животные, созданные изначально, тоже подчинялись только природным законам – им незачем было бороться за существование, загрызать друг-друга, прятаться или  убегать от хищников и тому подобное, потому как хищников-то и не было – все были травоядными.).

Так что же, хотели бы те самые критики Б-га быть примитивными кристаллами или, скажем текучими водами?  Вот тогда бы они и не мучились бы, и не страдали… Очень подозреваю, что на такую роль они не согласятся, но вот критиковать не подумавши – это пожалуйста, это с языка слетает запросто.

Короче говоря, Б-гу просто незачем было создавать какой-то второй аналог кристаллического мира, но уже как бы из человеческого материала. Именно «как бы», ибо человеков по нормальному счету там бы не было. В общем, это было б просто дублированием. Есть уже мир неживой природы – камни, горы, реки, облака и т.п. – и его вполне хватит. Клонировать его незачем.

При создании человека поставлена была гораздо более сложная задача. Выражаясь обыденным (человеческим) языком, Б-г захотел избавиться от одиночества. Ему стал нужен собеседник, объект его уровня, объект со-творец, со-созидатель, умеющий решать сложные задачи. Камни, да и животные на такую роль не годились – у них не было права выбора, они могли «вести» себя только согласно законам природы, т.е. однозначно и предсказуемо.

Так что ж делать? создавать полного аналога самому себе? Это такой же нонсенс, как и создание второго неживого мира. Дублирование не только ничего не решает, но просто бессмысленно. Да это и очевидно: двух всемогущих в мире не может существовать, ибо тогда всемогущества не останется ни у одного. Это – простая логика: действительно ВСЕмогущий может быть только в единственном числе.

Следующий вариант – создать живые существа, подчиняющиеся не инстинктам (как животные), а только слову Творца, его повелениям. И поскольку эти повеления по определению исключительно положительны (раз исходят от Творца), то и существование этих творений будет безоблачным. Ну, так-таки Вс-вышний опробовал  и этот вариант – и получил роботов, т.е. ангелов.  Существа замечательные и полезные… но в сотоварищи и в собеседники явно не годящиеся, тем более и в со-творцы – несостоятельны ангелы в таком качестве,  полностью и абсолютно несостоятельны. Ну, не имеют они за душой никакого своего мнения – только честное и радостное исполнительство.  Действительно – роботы, и все тут.

И тогда Б-г создает человека – не абсолютно всемогущего (как он сам), и не покорного исполнителя (как ангелы), но зато имеющего творческий потенциал, способного изменять мир, изначально созданный Всевышним. И для исполнения этой задачи, для того, что б иметь  возможность стать со-творцом,  человек  получает право выбора, право действия по своему усмотрению  – то самое право, которым не наделены на камни, ни животные, ни даже ангелы.

Но для того, чтоб мир остался идеальным и для него, право выбора у человека должно быть ограничено некоторым параметрами, проистекающими из одного важного условия: «не навреди!». То есть, не порть созданное Б-гом. И это вполне естественно, даже с нашей обыденной, приземленной  точки зрения. В любой отрасли, на любой профессии, каждый работник прежде, чем быть допущенным к определенному созидательному труду – варить супы, точить болты, перевозить грузы, создавать космические корабли…  вообще всюду и везде должен освоить свое поле деятельности, узнать необходимые  правила действия и научиться их исполнять. Иначе – при неумении или  самовольном не-исполнении  этих правил  –  все, скорее всего,  кончится полным крахом,  все пойдет вразнос – плита, станок, машина, корабль…..

Вот и человек, будучи выпущен в этот мир, должен пройти определенные университеты, освоить правила поведения и соблюдать их.

Итак, что же необходимо человеку для успешного и полного овладения этим миром –  миром, который Творец сотворил для него? Не так уж много.

1.      Ясно осознавать –  кем создан окружающий мир,  и, соответственно,  не быть неблагодарным отрицателем Творца, не придумывать каких-либо дополнительных, или даже замещающих божеств.

2.      Понимать и чувствовать качества Творца – его милость, доброту, самоотдачу, любовь и т.д.,  и стремиться самому к этому идеалу. В частности, понимать, что для создания этого мира Творец пошел на самоограничение, поступился какой-то частью своего всемогущества в нашу пользу.  Посему человек тоже должен научиться  самоограничиваться,  не стремиться запихнуть в свой карман все, до чего может дотянуться

3.      И, наконец, действовать в очерченных рамках, не нарушать запретов, т.е. выполнять некоторые заповеди – выполнять их безусловно и ответственно.

Теперь вопрос: а как исполняет человек эти условия?  То есть вообще – исполняет ли их?

Вот проведем (построим) такую аналогию. Представим, что есть некоторый владелец большого предприятия и масса работников на нем, кормящихся от его доходов. Это предприятие создано именно решением хозяина – он выделил средства, нанял проектировщиков и строителей его, потом отобрал  руководящий персонал и т.д. И в результате предприятие, благодаря своим доходам, дает возможность жить массе работников.

Но вот последние  заявили, что никакого хозяина мы не знаем, и знать не хотим. Поскольку мы его не видим, то, значит, его просто нет. А есть те, от кого мы непосредственно что-то получаем: кассиры, выдающие зарплату, мастера,  дающие и принимающие работу, за которую нам и платят, повара и раздатчицы  в заводской столовой, профбоссы, обеспечивающие увеселительные поездки и т.д. Вот их мы признаем за настоящих наших благодетелей, именно их рассаживаем в шикарных кабинетах руководства (выгнав прежнее за ворота), им теперь будем рассыпать благодарности, и от них же дальше требовать «хлеба и зрелищ» – усиления благодетельства. Ну, а ежели эти благодетельства представятся нам недостаточными, выгоним их и настрогаем новых, других.

Вот таковы условия этой вот задачки и теперь завершающий вопрос: долго ли после этого будет продолжаться сладкая и безоблачная жизнь работников данного предприятия?

Ответ, кажется, совершенно ясен, даже в случае, если хозяин проявит сверхлиберализм  и просто отойдет в сторону.

К тому же мы не один раз в истории прошлого века наблюдали практическое воплощение данной ситуации на уровне целых стран. И всегда, и повсеместно, для всех этих стран дело кончалось плачевно

Так почему ж мы считаем, что в нашем большом мире, где человечество в общем и целом  начало  пренебрегать Хозяином и его установками очень давно, и успешно продолжает это делать по сей момент – почему в таком мире все обязано течь сладким сиропом? А если так не течет, то что  –  виноват Хозяин???

Не знаю, может до атеистов, не ведающих религиозной (библейской) истории смысл выше сформулированной аналогии не быстро доходит. Тогда поясню. Первыми нарушителями Б-жественной установки оказались уже Адам с Хавой (Евой – в греческом переложении), которые не выдержали первое же испытание, поддались искушению и нарушили заповедь,  используя, таким образом,  данную им свободу выбора в эгоистических целях.  А их потомки – и чем дальше, тем больше – вообще потеряли  веру в Единого Творца (Хозяина). Мол, не знаем такового, не видели его, и вообще у нас есть другие благодетели – наши собственные идолы.

Цепочка продолжающих верить в Единого Б-га все ж оставалась, но протягивалась в истории тонкой, пульсирующей ниточкой. Только начиная с Авраама она значительно усиливается – именно в силу развития  еврейского народа, хотя и в нем разные эксцессы отката к идолопоклонству имели таки место и даже бывали в достаточно массовом порядке.

С соблюдением заповедей дела в мире обстоят тоже совсем не лучшим образом, а точнее даже сказать – обстоят просто паскудно.  Мир переполнен ложью, обманом, своекорыстием,  эгоизмом и прочими прелестями. Кровь льется рекой, войнам нет конца и движущей их силой, как правило, (хотя бы с одной стороны, но чаще – с обоих) является все тот же эгоизм – желание для собственного удовлетворения прибрать к рукам как можно больше природных ресурсов и других народов.

В последние века, где-то начиная с 17-го, и с сильным, взрывным нарастанием в 19-м идет поклонение новым идолам  – материализму и атеизму, что еще более усиливает рваческие качества у народов, соответственно с усилением низких, подленьких свойств отдельного человека.  Удивительно ли, что по масштабам войн, убийств, потрясений 20 век не знает аналогий  в более ранней истории.

И все это следует выставлять в виде счета к Б-гу??? Может быть, прежде стоит посмотреть в зеркало? И попытаться с максимальной честностью ответить самоиу себе на вопрос – соответствую ли я Б-жественному замыслу?

Отговорка: «А это именно ОН сам сделал меня таким» – не принимается. Так может сказать минерал, так может сказать животное,– их он, действительно, сформировал такими, как они есть (да и ангелов – тоже). А человеку ОН дал больше – дал возможность, дал задатки, что б САМИМ приблизиться к запроектированному им идеалу – идеалу высшей пробы.

А дальше – читай статью сначала…

Запись опубликована в рубрике 1. Творец есть! с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Жесток ли Вс-вышний?»

  1. Борис говорит:

    A мне кажется все на много проще Бог создал человека по любви и дал одну заповедь не признавать себя выше Творца а человек нарушил эту заповедь и Бог дал ему свободу выбирать между злом и добром и вот мы по сей день выбираем или зло или добро а Бог нам в этом помогает . Если выбираешь добро Он тебя туда и ведет а если выбираешь зло то Он преподносит воины жестокость насилие вражду т.е по состоянию нашего сердца . Думаю это понятно каждому человеку.

    • Ber говорит:

      Если исключить  последнюю фразу (которой противоречит вся история мира, включая и нынешнее человечество), то все остальное можно рассматривать как некий интересный тезис, как заявку на рассмотрение вопроса по существу.   А для такого рассмотрения в первую очередь придется определить, каково содержание понятий «зло» и «добро». Без такого определения данный тезис не имеет под собой опоры. Попробуйте в этом разобраться, и, возможно, придете к тому, что изложено в другой статье этого блога – «Б-г и зло в мире»

Добавить комментарий для Ber Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *